Чем Ребекка отличается от леди Ровены, лучше ли брюнетка блондинки, исходя из средневековых представлений, от которых современный зритель и читатель ушел далеко или не очень? Как дамы рококо хотят казаться зависимыми, но являются манипуляторами? Можно ли влюбляться в вампиров? Почему героини Дюма при всей их схематичности зрителями запоминаются лучше, чем мадам Бовари? Должна ли быть главная героиня эгоистичной и яркой, как Скарлетт, и обязательно ли задвигать идеальную женщину Мелани на второй план? Права ли Джейн Эйр, потворствуя работодателю? Может ли деревенская старушка, вяжущая носки своим племянникам, применять метод аналогии в расследовании запутанных дел и при отсутствии молодости и красоты, но с наличием интеллекта, стать любимицей публики, сломав традиционные схемы романного построения? Поговорим подробнее о сложившихся типах персонажей и их историях на лекции Милы Двинятиной.
подробное описание
Независимо от того, кто пишет роман — женщина или мужчина, и для какой аудитории он предназначен — для всех или только для женщин, — авторы часто соблюдают какие-то правила «женских романов», которые могут быть реальными или навязанными обществом. В таких романах, очевидно, встречаются как герои, так и героини. Кого же хотят видеть в классической европейской и русской литературе, в ее экранизациях, о ком грезят, кого ненавидят, на кого равняются?
Героиня — жертва общественного порицания или мужского абьюза, веселая простушка-служанка со своей грустной хозяйкой на выданье, дева в беде или дева-воительница, мудрая старуха или роковая красотка, стремительно летящая по страницам романа и судьбоносным решениям своей жизни. Какова типология женских образов в литературе и кино?
Двинятина Мила
Исследователь кино, радиоведущая, кандидат филологических наук, преподаватель СПбГУ