С основанием в 1757 г. Академии трех знатнейших художеств Россия воспринимает европейскую систему художественного образования. Заимствования, ранее не оформившиеся как целостная система, сменяются приобщением к основе основ — традициям обучения, основанным на теории — представлениях об искусстве, его целях и средствах. Утверждается сложившаяся в искусстве классицизма в Европе жанровая иерархия, вершину которой составляет «большой исторический род». В XVIII веке, в эпоху просвещенного абсолютизма, историческая живопись мыслится как изображение деяний «великих мужей», не только исторических личностей, но и мифологических, и библейских героев, являющихся образцами добродетелей монарха.
На лекции поговорим о представлениях общества XVIII века о «совершенном живописце» и узнаем, кому принадлежит пальма первенства — великим «древним» мастерам или же «новым», как «познавали рисунок и живопись исторического рода» в Академии художеств ученики, какие исторические темы предпочитали, на какие исторические источники опирались, и наконец, как понималась историческая правда.
Скворцова Екатерина
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русского искусства СПбГУ