В Академии художеств постепенно выделяются специальные живописные классы, что отражает созревшую в культуре потребность в визуализации определенных понятий и способствует становлению системы жанров. При этом на малые жанры проецируются идейные и композиционные принципы «большого исторического рода», стоящего во главе жаровой иерархии.
На лекции вы услышите о причудливых путях сложения жанров в русском искусстве XVIII века: почему в России пейзаж появляется сначала в графике и лишь затем в живописи, сначала как городской вид и лишь затем как вид природы; что такое героический пейзаж и как в нем уживаются правда и вымысел, верность натуре и стремление к ее преображению; как класс «домашних упражнений» (бытовой жанр) должен был служить политическом планам Екатерины II и почему он так и не принес плодов; что общего между живописью «зверей и птиц» и мифологическим рисунком. А также узнаете, зачем нас обманывают натюрморты «обманки» и какие программы задавали ученикам класса «цветов и плодов».
Скворцова Екатерина
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русского искусства СПбГУ