Doctrina Et Nobiles
Doctrina Et Nobiles
Курсы и лекции
по искусству и культуре
Личный кабинет Doctrina Et Nobiles


Жизнь вещей:
главное в итальянском натюрморте
Жизнь вещей:
5 видеолекций    Время 2 часа 32 минуты

Натюрморт всегда имел противоречивый статус. С одной стороны, он практически сразу после своего появления провозглашается низшим жанром в академической иерархии, а с другой, — именно натюрморт давал художнику ту свободу творить собственный мир, которую ему не давали другие жанры живописи. В этом курсе мы предлагаем проследить развитие основных мотивов в итальянском натюрморте от античности до XX века, что позволит увидеть нам как общие черты, присущие этому жанру, так и частные, связанные с формированием итальянской живописи.

Жизнь вещей:
главное в итальянском натюрморте


Вещи как зеркало эпох — путь итальянского натюрморта от античности до модернизма
5 видеолекций    Время 2 часа 32 минуты

Жизнь вещей:
Лекции

Натюрморт всегда имел противоречивый статус. С одной стороны, он практически сразу после своего появления провозглашается низшим жанром в академической иерархии, а с другой, — именно натюрморт давал художнику ту свободу творить собственный мир, которую ему не давали другие жанры живописи. В этом курсе мы предлагаем проследить развитие основных мотивов в итальянском натюрморте от античности до XX века, что позволит увидеть нам как общие черты, присущие этому жанру, так и частные, связанные с формированием итальянской живописи.
Истоки натюрморта: от античности до Возрождения
Истоки натюрморта: от античности до Возрождения
Истоки натюрморта: как предметы начинали жить своей собственной жизнью до Караваджо.
Время 31 минута
Караваджо и вслед за ним. Натюрморт XVII века в Риме

Для просмотра зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Войти
Караваджо и вслед за ним. Натюрморт XVII века в Риме
Натюрморт у Караваджо, его последователей и противников.
Время 29 минут
Неаполь и Бергамо: о стихиях, красоте и бренности

Для просмотра зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Войти
Неаполь и Бергамо: о стихиях, красоте и бренности
Мотивы земли, воды и музыки в натюрморте Неаполя и Бергамо XVII века.
Время 28 минут
Век Просвещения: удовольствие для глаза и ума

Для просмотра зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Войти
Век Просвещения: удовольствие для глаза и ума
Как в XVIII веке натюрморт становится способом рационального познания мира
Время 31 минута
Век натюрморта. Мастера XX века

Для просмотра зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Войти
Век натюрморта. Мастера XX века
Футуристический, метафизический и неореалистический натюрморт в Италии XX века
Время 33 минуты
Словарь

это система классификации живописных жанров, установленная в академической художественной традиции. Эта иерархия определяла художественную ценность и престиж разных жанров живописи вплоть до XIX века. Классическая иерархия жанров живописи выглядела следующим образом: - Историческая живопись включала библейские и мифологические сюжеты. Считалась высшей формой искусства, так как требовала умения передавать высокие моральные идеи. - Портрет. В иерархии располагался ниже исторической живописи, поскольку он изображает частное, а не универсальное. - Жанровая живопись — изображение сцен из повседневной жизни. Ей также придавали меньшее значение, поскольку она изображает конкретные, а не вечные, сюжеты. - Пейзаж. Долгое время не мог преодолеть статус «вспомогательного жанра» — фона, оттеняющего главное действие. - Натюрморт находился на самой нижней ступени иерархии. Это объяснялось тем, что в натюрморте не изображалось "высоких" сюжетов, иллюстрирующих вечные ценности. Кроме того, натюрморт долгое время считался техническим упражнением для отработки композиции и светотени.

техника инкрустации деревом по дереву, возникшая и получившая свое развитие в эпоху Возрождения в Италии. Особенно часто примеры использования этой техники можно наблюдать в оформлении интерьеров, алтарей и мебели.

художник, специализирующийся на изображении человеческой фигуры. Художники-фигуристы часто сотрудничали с натюрмортистами в работе над большими произведениями. Такое разделение обязанностей — не редкость для организации работы художественных мастерских XVII века. Например, мы знаем, что оно существовало и в мастерской Рубенса, где фигуры людей, животных и натюрмортные мотивы внутри одной картины писали разные художники.

это мотив в изобразительном искусстве, особенно натюрморте, популярный в конце XVI — XVII веках. Название этого жанра происходит от латинского выражения «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует, всё суета», из книги Екклесиаста (1:2). Vanitas можно узнать по включению в картину символов смерти (череп, часы, гниющие фрукты, увядшие цветы) или символов тщетности мирских удовольствий (музыкальные инструменты, книги, зеркала, предметы роскоши и деньги).

от итал. «твердый камень» — особая техника мозаики из полудрагоценного камня, развившаяся во Флоренции в эпоху Возрождения. Отличительной особенностью флорентийской мозаики является то, что сама текстура кусочков камня создает фактуру изображения, тогда как в обычной инкрустации просто вставляют готовый цельный рисунок в монолит.
Иерархия жанров

Иерархия жанров

это система классификации живописных жанров, установленная в академической художественной традиции. Эта иерархия определяла художественную ценность и престиж разных жанров живописи вплоть до XIX века. Классическая иерархия жанров живописи выглядела следующим образом: - Историческая живопись включала библейские и мифологические сюжеты. Считалась высшей формой искусства, так как требовала умения передавать высокие моральные идеи. - Портрет. В иерархии располагался ниже исторической живописи, поскольку он изображает частное, а не универсальное. - Жанровая живопись — изображение сцен из повседневной жизни. Ей также придавали меньшее значение, поскольку она изображает конкретные, а не вечные, сюжеты. - Пейзаж. Долгое время не мог преодолеть статус «вспомогательного жанра» — фона, оттеняющего главное действие. - Натюрморт находился на самой нижней ступени иерархии. Это объяснялось тем, что в натюрморте не изображалось "высоких" сюжетов, иллюстрирующих вечные ценности. Кроме того, натюрморт долгое время считался техническим упражнением для отработки композиции и светотени.

Интарсия

Интарсия

техника инкрустации деревом по дереву, возникшая и получившая свое развитие в эпоху Возрождения в Италии. Особенно часто примеры использования этой техники можно наблюдать в оформлении интерьеров, алтарей и мебели.

Художник-фигурист

Художник-фигурист

художник, специализирующийся на изображении человеческой фигуры. Художники-фигуристы часто сотрудничали с натюрмортистами в работе над большими произведениями. Такое разделение обязанностей — не редкость для организации работы художественных мастерских XVII века. Например, мы знаем, что оно существовало и в мастерской Рубенса, где фигуры людей, животных и натюрмортные мотивы внутри одной картины писали разные художники.

Vanitas

Vanitas

это мотив в изобразительном искусстве, особенно натюрморте, популярный в конце XVI — XVII веках. Название этого жанра происходит от латинского выражения «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует, всё суета», из книги Екклесиаста (1:2). Vanitas можно узнать по включению в картину символов смерти (череп, часы, гниющие фрукты, увядшие цветы) или символов тщетности мирских удовольствий (музыкальные инструменты, книги, зеркала, предметы роскоши и деньги).

Флорентийская мозаика, или пьетра дура

Флорентийская мозаика, или пьетра дура

от итал. «твердый камень» — особая техника мозаики из полудрагоценного камня, развившаяся во Флоренции в эпоху Возрождения. Отличительной особенностью флорентийской мозаики является то, что сама текстура кусочков камня создает фактуру изображения, тогда как в обычной инкрустации просто вставляют готовый цельный рисунок в монолит.

Все слова
Иерархия жанров

это система классификации живописных жанров, установленная в академической художественной традиции. Эта иерархия определяла художественную ценность и престиж разных жанров живописи вплоть до XIX века. Классическая иерархия жанров живописи выглядела следующим образом: - Историческая живопись включала библейские и мифологические сюжеты. Считалась высшей формой искусства, так как требовала умения передавать высокие моральные идеи. - Портрет. В иерархии располагался ниже исторической живописи, поскольку он изображает частное, а не универсальное. - Жанровая живопись — изображение сцен из повседневной жизни. Ей также придавали меньшее значение, поскольку она изображает конкретные, а не вечные, сюжеты. - Пейзаж. Долгое время не мог преодолеть статус «вспомогательного жанра» — фона, оттеняющего главное действие. - Натюрморт находился на самой нижней ступени иерархии. Это объяснялось тем, что в натюрморте не изображалось "высоких" сюжетов, иллюстрирующих вечные ценности. Кроме того, натюрморт долгое время считался техническим упражнением для отработки композиции и светотени.

Интарсия

техника инкрустации деревом по дереву, возникшая и получившая свое развитие в эпоху Возрождения в Италии. Особенно часто примеры использования этой техники можно наблюдать в оформлении интерьеров, алтарей и мебели.

Художник-фигурист

художник, специализирующийся на изображении человеческой фигуры. Художники-фигуристы часто сотрудничали с натюрмортистами в работе над большими произведениями. Такое разделение обязанностей — не редкость для организации работы художественных мастерских XVII века. Например, мы знаем, что оно существовало и в мастерской Рубенса, где фигуры людей, животных и натюрмортные мотивы внутри одной картины писали разные художники.

Vanitas

это мотив в изобразительном искусстве, особенно натюрморте, популярный в конце XVI — XVII веках. Название этого жанра происходит от латинского выражения «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует, всё суета», из книги Екклесиаста (1:2). Vanitas можно узнать по включению в картину символов смерти (череп, часы, гниющие фрукты, увядшие цветы) или символов тщетности мирских удовольствий (музыкальные инструменты, книги, зеркала, предметы роскоши и деньги).

Флорентийская мозаика, или пьетра дура

от итал. «твердый камень» — особая техника мозаики из полудрагоценного камня, развившаяся во Флоренции в эпоху Возрождения. Отличительной особенностью флорентийской мозаики является то, что сама текстура кусочков камня создает фактуру изображения, тогда как в обычной инкрустации просто вставляют готовый цельный рисунок в монолит.

Лекторы

Ольга Махо
Кандидат искусствоведения, заведующая методической частью Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа







Санкт-Петербург, Шведский переулок,
дом 2, подъезд 2, этаж 1
+7 (812) 600 02 93
ПН-ВС 14:00-20:00
стать нашим лектором
edu@doctrinaetnobiles.ru

предложить сотрудничество
pr@doctrinaetnobiles.ru

задать вопрос
info@doctrinaetnobiles.ru
ВКонтакте Telegram WhatsApp

Образовательное пространство
© Doctrina et Nobiles 2023
Условия по работе с сайтом
COVID-19
Образовательное пространство
© Doctrina et Nobiles 2023
Условия по работе с сайтом
COVID-19
COVID-19:
Telegram