Doctrina Et Nobiles
Doctrina Et Nobiles
Курсы и лекции
по искусству и культуре
Личный кабинет Doctrina Et Nobiles

Подарки прекрасной даме
Подарки прекрасной даме
Что получали в подарок женщины в прошлых веках


Материал приурочен к лекции «От вязаных шарфов до дворцов: этикет подарков как язык общения»



Приближается Международный женский день, и дамы вновь готовятся принимать цветы и подарки. От мимозы и тюльпанов до открыток и украшений – репертуар ожидаемых вариантов кажется очень привычным или даже приевшимся. Тем интереснее узнать, какие подарки могли получить барышни и дамы 300, 200 или 100 лет назад! Осторожно, после прочтения полученные букеты уже не будут казаться такими впечатляющими…

300 лет назад
Фарфоровый сервиз
Предметы из сервиза с Российским гербом, Мейсен
Предметы из сервиза с Российским гербом, Мейсен, около 1715–1727 гг. Государственный Эрмитаж

Справедливости ради, такой роскошный фарфоровый сервиз в стиле шинуазри получила в 1728 году одна августейшая особа от другой, да ещё в ответ на не менее королевский подарок. История такова: саксонский курфюрст Август Сильный очень хотел завести в своем зверинце белых медведей и песцов, но где же их взять посреди Европы? Тогда он попросил их у российской императрицы Екатерины I, которая действительно дипломатично не пожадничала. Ответным даром Августа Сильного стал этот самый сервиз с российским гербом, изготовленный на недавно основанной Мейсенской фарфоровой мануфактуре.

Впрочем, в 1728 году подарок получала уже цесаревна Елизавета Петровна, дочь Екатерины I, скончавшейся годом ранее. С этим была связана целая коллизия – курфюрст долго не мог определиться, кому из родни почившей императрицы следует передать сервиз. Одной из идей было разделить предметы поровну между всеми претендентами на престол (ведь такой подарок одному из них был бы знаком политической поддержки, а занимать определенную сторону Август медлил). К счастью, было принято решение сохранить набор в целости и передать одному получателю. Что ж, такой изысканной посуде завидовали не только все европейские королевские дворы, но и мы с вами!

Если вам интересна история вокруг мейсенского фарфора, советуем познакомиться со статьёй «Тайны Мейсенской мануфактуры: История одной аферы, принесшей славу европейскому фарфору»


200 лет назад
Миниатюры «Lover’s eye»
Миниатюрные изображения глаз, конец XVIII – начало XIX вв.
Миниатюрные изображения глаз, конец XVIII – начало XIX вв.
Коллекция Дэвида и Нэн Скайер

Традиция дарить и носить миниатюрные портреты мужей и возлюбленных существовала задолго до этого, но именно на рубеже XVIII–XIX веков возникла мода на необычный тип таких изображений. Считается, впервые медальон с собственным глазом в 1780-х преподнес своей непризнанной супруге Мэри Фицгерберт наследник британского престола принц Георг. Скандальные отношения дважды овдовевшей католички и принца Уэльского были достоянием общественности, потому слухи о секретном подарке распространились очень быстро. По другим сведениям, моду на миниатюрные портреты-глаза обеспечила их популярность в Париже, аристократическом центре Европы.

Так или иначе, подвески, перстни, броши и даже табакерки с тайными портретами, понятными лишь двоим, оставались желанным сентиментальным подарком ещё очень долго. Особенно ценной и интимной реликвию делал локон волос, закрепленный с обратной стороны. Современные влюбленные не всегда готовы оценить такую чувствительность, но получить персонализированный медальон совсем не против, правда?

Если вам интересна история украшений в искусстве, советуем познакомиться со статьёй «“Ты вся в жемчугах и в алмазах…”: 5 самых известных жемчужин в истории живописи»

100 лет назад
Помолвочные кольца с бриллиантами

Рекламный плакат бриллиантовых колец De Beers: с иллюстрацией Колин Браунинг
Рекламный плакат бриллиантовых колец De Beers: с иллюстрацией Колин Браунинг, 1959
Рекламный плакат бриллиантовых колец De Beers: с иллюстрацией Каролин Эдмундсон
Рекламный плакат бриллиантовых колец De Beers: с иллюстрацией Каролин Эдмундсон, 1946

Кольцо с крупным бриллиантом – предел мечтаний многих девушек, ожидающих предложения руки и сердца, которые часто происходят в праздничные дни. Но ещё 100 лет назад ожидания потенциальных невест не были такими конкретными! По мнению многих экспертов, установить эту традицию удалось благодаря маркетинговым усилиям ювелирной компании De Beers в первой половине XX века. Великая депрессия 1930-х свела почти на нет продажи бриллиантов, основного актива De Beers, и руководство задумалось о том, как убедить рядового покупателя тратить с трудом заработанные деньги на предмет далеко не первой необходимости. В 1947 году сотрудница рекламного агентства Френсис Герети придумала запоминающийся слоган «Бриллиант – это навсегда», который создавал ассоциацию драгоценного камня с вечным искренним чувством и стал центром маркетинговой кампании на долгие годы. В ход шли иллюстрированные плакаты, фотосессии кинозвезд и колонки в популярных газетах. Слоган даже стал заглавием книги (1956) и фильма (1971) «Бриллианты навсегда» из эпопеи о Джеймсе Бонде.

Неудивительно, что песне в исполнении Мэрилин Монро Diamonds Are a Girl's Best Friend («Бриллианты – лучшие друзья девушек») вольно или невольно верят почти все без исключения современные женщины.

Хотите узнать больше про роскошные подарки и этикет их дарения в прошлом? Приглашаем на специальную предпраздничную встречу «От вязаных шарфов до дворцов: этикет подарков как язык общения», на которой Мария Яковлева расскажет об истории и тонкостях выбора подарков.

Лекция
7 марта в 19:00
От вязаных шарфов до дворцов: этикет подарков как язык общения
Бесплатно
Лекция Марии Яковлевой, приуроченная к Международному женскому дню



г. Санкт-Петербург, Шведский переулок,
дом 2, подъезд 2, этаж 1
т. +7 (812) 600 02 93
ПН-СБ 14:00-20:00
ВС - выходной
Поддержать нас

Образовательное пространство
© Doctrina Et Nobiles 2025
Условия по работе с сайтом

COVID-19
Следите за нашими новостями:
ВКонтакте Telegram WhatsApp YouTube
COVID-19:
Telegram