Doctrina Et Nobiles
Doctrina Et Nobiles
Курсы и лекции
по искусству и культуре
Личный кабинет Doctrina Et Nobiles

Шоколадница, Жан Этьен Лиотар
Тайны Мейсенской мануфактуры
история одной аферы, принесшей славу европейскому фарфору

Автор статьи — Полина Гуккина, искусствовед, методистка DN.

Статья приурочена к лекции Лидии Поточкиной «Белое золото Китая: как китайский фарфор вдохновлял мастеров за пределами Поднебесной».

Предыстория

Всем известно, что фарфор был изобретен многие столетия назад в Китае. Благодаря торговле и дипломатическим контактам предметы из фарфора постепенно стали известны в ближайших государствах, а затем по всей Азии. Европейцы же были очарованы изысканными керамическими изделиями с момента первого знакомства с ними в конце XIII века и не оставляли попыток самостоятельно разработать подобную технологию. Первым в Европе получить настоящий белый фарфор удалось на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, основанной курфюрстом Саксонии и по совместительству польским королем Августом II Сильным в 1710 году.


Фарфор
Китайская фарфоровая чаша на картине голландца Виллема Кальфа «Натюрморт с наутилусом и китайской чашей», 1662.
Август II Сильный
Луи Сильвестр. Портрет Августа II Сильного, после 1718.

Несмотря на появление собственного производства, в начале XVIII века главным ориентиром для европейских мастеров оставался так называемый дальневосточный фарфор – то есть созданный как в Китае, так и в соседних с ним странах, где местные керамические традиции испытали влияние китайских. Например, в Японии изготовление фарфора началось довольно поздно, лишь в начале XVII века, но уже через 50 лет произведения японских мастеров стали предметом активного экспорта.


Фарфор
Японская тарелка со скальным пейзажем с пагодой и лодками, пионом, гранатом и черносливом в стиле какиэмон, 1670–1700-е годы.
Фарфор
Этот горшок с крышкой и блюдцем (японский фарфор имари, 1700–1720-е годы, сделан по европейскому заказу и образцу – в таких горшках обычно подавали каштаны).

В тот момент в Китае наступил период внутренней нестабильности после падения династии Мин, и поставки фарфора иностранным купцам были затруднены. Этим шансом воспользовались японские мастерские. Их главным партнером среди европейцев стала Голландская Ост-Индская компания, хотя китайские торговцы могли перепродавать драгоценный товар британцам и французам. Вышеупомянутый Август II, к примеру, приобретал японский фарфор с помощью собственных агентов в Амстердаме и у голландского дилера в Дрездене, столице Саксонии.

К началу XVIII века страсть к коллекционированию дальневосточного фарфора захватила практически все королевские и княжеские дворы Европы. Но это дорогое аристократическое хобби было не только данью моде и знаком изысканного вкуса. Для правителей составление первоклассного собрания фарфора было делом государственной важности и даже политическим проектом. Специально для демонстрации фарфоровых коллекций отводились целые галереи в королевских резиденциях или даже строились отдельные дворцы-павильоны – все для того, чтобы впечатлить высоких гостей и дипломатов, которых обязательно приглашали оценить роскошь и вкус хозяев. Распространение сведений о несметных богатствах и сказочных редкостях способствовали укреплению репутации того или иного монарха.

История, о которой мы поговорим сегодня, доказывает, что страсти вокруг фарфора в XVIII веке кипели нешуточные.


Фарфор
Восьмиугольное блюдо в стиле какиэмон,
Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1729-1731.
Тарелка на картинке не так проста, как кажется. Это свидетельство невероятной аферы, случившейся на рубеже 1720-30-х в Париже и Мейсене, где располагалось саксонское фарфоровое производство.

Казалось бы, что могло указывать на то, что этот предмет был задействован в нечистой истории? Кажется, что это вещь во всех отношениях благопристойная. Фарфоровое блюдо выполнено в японском стиле какиэмон — так называли (по фамилии династии японских мастеров) молочно-белые изделия угловатой формы с тончайшей глазурью и ассиметричной росписью в узнаваемой палитре неяркого красного, желтого, синего и бирюзово-зеленого цветов.

Все бы ничего, но это блюдо является всего лишь копией оригинальной японской тарелки из собрания саксонского курфюрста Августа Сильного. Копия выполнена в 1729-31 годах Мейссенской мануфактурой, основанной вышеупомянутым курфюрстом недалеко от Дрездена. Выполнена настолько совершенно и близко к прообразу, что некоторым личностям пришла в голову идея использовать подобное сходство в корыстных целях.


Фарфор
Оригинальное восьмиугольное блюдо в стиле какиэмон, сделанное в Японии в 1670–1700-х годах. Государственное художественное собрание Дрездена.
Фарфор
Повторение, выполненное на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в 1729–1731 годах.
Французский торговец Лемэр и его коварный план

История такова: где-то в 1728 году Родольф Лемэр, парижский торговец керамикой (marchand faïencier), впервые познакомился с Мейсенским фарфором (напомним, мануфактура в Мейсене была создана не так давно, в 1710). Отметив высокое качество и успех саксонского фарфора среди французских покупателей, Лемэр решил обратиться с неким деловым предложением напрямую на мануфактуру. Более того, он написал письмо самому курфюрсту Августу Сильному с просьбой об особых условиях сотрудничества.

Чего же хотел предприимчивый француз? Всего ничего: чтобы мануфактура выполнила изделия в соответствии с его указаниями и по образцам, которые он предоставит. Лемэр обещал, что в таком случае мастера скоро смогут превзойти своих китайских коллег и даже японских предшественников. Проще говоря, он хотел получить точные копии фарфора в стиле какиэмон, сделанные специально для него в Мейсене. Почему какиэмон? Дело в том, что производство такого фарфора в Японии постепенно приходило в упадок, и старые образцы перепродавались на европейском рынке по очень высокой цене.

Так или иначе, скорее всего именно обещание внушительной прибыли побудило курфюрста приказать мануфактуре подготовить соглашение в соответствии с условиями Родольфа Лемэра. Представители Мейсена, должно быть, поняли, на что им предстоит пойти: одним из пунктов в списке нового заказчика было отсутствие на изделиях знака в виде скрещенных мечей, клейма саксонской мануфактуры. Если нанести марку было все же необходимо, Лемэр предписывал сперва изобразить какой-нибудь знак в китайском стиле. Было очевидно, что французский негоциант собирается перепродавать эти предметы в Париже как настоящий японский фарфор. Но он обещал заказывать много, платить наличными и не торговать в пределах Саксонии. Так, производство было запущено. Кроме детального списка требуемых изделий, Лемэр предоставлял мастерским деревянные модели и рисунки. К лету 1729 года мейсенские управляющие жаловались, что запросы француза чересчур велики и не учитывают реальную производительность мануфактуры. Лемэр в свою очередь подал петицию курфюрсту с жалобами на недостаточное количество фарфора, которое он успел получить.

Граф фон Хойм

И тут на сцене появляется граф Карл Генрих фон Хойм, бывший саксонский посланник в Париже и невероятный франкофил. Его назначили новым директором Мейсенской мануфактуры в июне 1729 года. Тогда Лемэр продемонстрировал ему образцы мейсенского фарфора, расписанные в Голландии по его инструкциям в японском стиле. Хойм ожидаемо пришел в восторг и с этого момента стал соратником Лемэра в его слегка сомнительном предприятии.


Портрет Карла Генриха фон Хойма
Гиацинт Риго. Портрет Карла Генриха фон Хойма, 1715.

Помощь влиятельного придворного оказалась очень кстати – эксклюзивный контракт, заключенный по его протекции, учитывал все пожелания Родольфа Лемэра. В тексте отсутствовала лишь одна деталь. А именно – уточнение по поводу маркировки фарфора. В том же 1729 саксонский курфюрст Август Сильный повелел, чтобы на все изделия Мейсенской мануфактуры ставился знак в виде скрещенных мечей, и заказ Лемэра не мог быть исключением. Казалось бы, лазейка для продажи подделок закрылась.

Но Хойм и Лемэр не сдались. Позднее мейсенский художник по фамилии Херольд свидетельствовал, что Хойм велел ему маркировать предметы для французского заказа не подглазурно, как обычно, а наносить эмалью сверху глазури. Хорольд протестовал, ссылаясь на королевское предписание, но план фон Хойма был прост: надглазурные знаки легко удалялись с фарфора с помощью азотной кислоты или твердого камня. Так, при поддержке саксонского министра торговец Лемэр полтора года получал фарфоровые изделия без подглазурного знака, что прямо нарушало приказ курфюрста и было возможно лишь благодаря авторитету графа фон Хойма.

фарфор
Пример, как Лемэр решал проблему с нанесенной маркой: поверх золотой краской наносился рисунок, как бы знак дилера, скрывавший знак мануфактуры. Скрещенные мечи снизу вероятно были добавлены позднее.

Чаша 1729–1731 годов, Malcolm Gutter Collection, San Francisco.
Японский дворец, или Как все закончилось

Чаша терпения переполнилась, когда предприимчивые фальсификаторы окончательно перешли черту дозволенного – им пришла в голову идея позаимствовать некоторое количество экземпляров старого японского фарфора из собрания самого Августа Сильного в Японском дворце, чтобы сделать ещё более точные копии для своего предприятия (вспомните вышеупомянутое блюдо). Строго говоря, переместить фарфор из дворца в Мейсен было возможно только по приказу курфюрста, и таковой и правда имел место – но не могло быть и речи о том, чтобы оригинальные образцы копировались не для служебных целей мануфактуры или личных нужд монарха.

Курфюрст обо всём узнал и был очень недоволен – всё же Японский дворец имел особое значение в его проекте прославления могущества Саксонии как государства. От Карла Генриха фон Хойма потребовали объяснений, но они ему не сильно помогли. В марте 1731 года Август за все злоупотребления отправил Хойма в ссылку в его имение. Родольф Лемэр был арестован и допрошен, после чего выдворен из Саксонии. Обнаруженные в доме Хойма почти 4500 предметов фарфора были конфискованы в пользу королевской коллекции.

Однако нельзя сказать, что афера Хойма и Лемэра принесла Саксонии одни неприятности. Сам факт того, что произведения европейской фарфоровой мануфактуры можно успешно выдать за очень ценные образцы японского фарфора, говорил о том, что амбициозный проект Августа Сильного в духе «догнать и перегнать» признанных мастеров в деле фарфора и тем самым возвеличить Саксонию имел шансы на успех. И действительно, Мейсенская мануфактура достигла зенита своей славы именно в XVIII веке и сейчас самую большую коллекционную ценность имеют изделия этого периода.


Портрет Карла Генриха фон Хойма
На современном антикварном рынке мейсенский фарфор XVIII века очень популярен даже в случае более поздних воспроизведений.
Например, эта фарфоровая композиция 1870-80-х годов сделана по модели 1760-х и оценивается в 3,75 млн рублей © ANTIQUELAND.

Литература:
  • Julia Weber. A detective story: Meissen porcelains copying East Asian models. Fakes or originals in their own right? (2012).
  • Ruth Sonja Simonis. How to Furnish a Palace. Porcelain Acquisitions in the Netherlands for Augustus the Strong, 1716-1718 (2018).
  • Александра Трошинская. Фарфор какиэмон-дэ в Европе (2008).

Лекция
30 октября в 19:00

500 ₽
18-25 лет — 100 ₽
Лекция Лидии Поточкиной о китайском фарфоре как двигателе культурного обмена


г. Санкт-Петербург, Шведский переулок,
дом 2, подъезд 2, этаж 1
т. +7 (812) 600 02 93
ПН-СБ 14:00-20:00
ВС - выходной
Поддержать нас

Образовательное пространство
© Doctrina Et Nobiles 2025
Условия по работе с сайтом

COVID-19
Следите за нашими новостями:
ВКонтакте Telegram WhatsApp YouTube
COVID-19:
Telegram