Для советского человека лето часто было связано со сменой обстановки: поездка на дачу, путевка в пионерский лагерь, школьный поход или отпуск на море – все эти локации оказывались менее конвенциональны с точки зрения идеологии и иерархии советского строя, чем школа, институт или комсомольская организация.
Кроме того, встречаясь лицом к лицу с природой, люди быстрее сбрасывали шелуху общественных привычек и социальных шаблонов поведения. Поэтому именно в летних путешествиях молодые (а иногда и не очень) герои советских фильмов проверяли свои идеалы на прочность, открывались для настоящих чувств, проводили ревизию партийных лозунгов и установок. И возвращались в социум обновленными, повзрослевшими и несущими в себе правду новой жизни.
Взаимоотношения советского кино и лета в лучших своих примерах строятся по принципу исключения из правил. Здесь было возможно показать то, что казалось абсолютно неприемлемым в иных кинокартинах. На лекции Дмитрия Бакирова мы узнаем, почему лето в советском кино от времен сталинского правления до перестройки ассоциируется со свободой и, как правило, принадлежит молодым.
Бакиров Дмитрий
Киновед, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ