В послевоенной Италии начинается переоценка ценностей, меняются политические основы общества и обостряется восприятие социальных проблем, в результате чего в литературе и искусстве начинается поиск нового языка. Отныне фокус внимания сосредоточен на самой жизни со всеми её региональными особенностями и житейских драмах простого человека. Эту тенденцию можно назвать неореализмом, однако как сами писатели, так и в последующем литературные критики избегают говорить о неореализме как о единой, однородной художественной системе из-за отсутствия четкой теоретической базы. Например, Итало Кальвино в предисловии к переизданию 1964 г. книги «Тропа паучьих гнезд» пишет о том, что «неореализм не был школой: он был совокупностью голосов, по большей части периферийных, повествующих о самых разных Италиях, неведомых литературе предыдущих лет». И всё же неореалистические тенденции в литературе можно охарактеризовать единством мировоззренческой основы, где происходит взаимодействие между литературой и политикой с целью решения социального вопроса, осмысления путей восстановления и развития страны, разрушенной войной. В ходе лекции мы поговорим о предпосылках к возникновению неореализма, об основных авторах, приписываемых к этому течению, о различных поднимаемых ими темах и о том, уместно ли использовать термин «неореализм» говоря о литературе.
Кудрявцева Евгения
Старший преподаватель СПбГУ факультета иностранных языков