Эрих Мария Ремарк был одним из первых писателей в Европе, показавших войну не как долгожданное место для подвига, кующее характер настоящих мужчин, а как бессмысленную бойню, существование солдата в которой сводится лишь к тому, чтобы выжить.
В Германии на рубеже 1920-1930-х годов, когда роман был впервые опубликован, подобный взгляд на войну воспринимался в обществе скорее как маргинальный, поэтому первая экранизация романа, сделанная в Голливуде, была запрещена к показу, а с приходом к власти нацистов книги Ремарка и вовсе стали сжигать на кострах, как запрещенную литературу. Осмысление масштаба и многократно возросших жертв последовавшей Второй мировой войны на некоторое время затмили антивоенное значение романа Ремарка, и следующая экранизация появилась лишь в 1979 г.
Сегодня же, спустя сто лет после окончания Первой мировой войны, кинематографическая рефлексия этих событий достигла необходимой откровенности и местами стала пугающе актуальной.
Бакиров Дмитрий
Киновед, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ