Музей всегда шел рука об руку с деньгами. Собственно, ни один крупный музей не был бы создан без участия капитала - государственного, частного ли, в XVII веке или в XX. В Москве или Лондоне, Париже или Вашингтоне - у музея всегда был меценат, попечитель, спонсор заказчик или владелец. И в ответ от музея эта фигура всегда ждала и ждет “возврата долга” в виде прямой выгоды или символического капитала.
Оригинально музей и был бизнес-предприятием: коллекцией можно было восхитить, вдохновить, подкупить, в конце концов, одарить партнера, оппонента, горожан, аудиторию. К музею как инструменту прибегали во все времена и во всех странах: французские президенты финансировали музеи для электората, американские миллиардеры для европейских партнеров, а российские олигархи для демократических стран.
Четвертая лекция курса посвящена взаимоотношениям музеев и денег, власти и культуры, капитала и ценностей. Мы увидим, как и какие музеи встроены в арт-рынки и мировые рынки капитала, почему музей стал синонимом “джентрификации” и как музеи стали клиентами звездных архитекторов.