Статья приурочена к онлайн-курсу «Неразгаданные сюжеты: искусствоведение как точная наука»
Венера Таврическая – жемчужина коллекции античной скульптуры современного Эрмитажа, вокруг которой неизменно толпятся посетители и экскурсанты. Однако как она оказалась в собрании музея? И почему история этого шедевра в некотором смысле началась только в XVIII веке? Давайте разбираться!
Венера Таврическая (под таким именем она известна сегодня) – это античная мраморная статуя обнаженной богини красоты и любви Афродиты. Именно Афродиты (греческое имя богини), так как статуя признана подлинной греческой работой, а не копией римского времени. Её относят к типу «Венеры Стыдливой», или Целомудренной (лат. Venus Pudica), который возводят к легендарному оригиналу скульптора Праксителя – Афродите Книдской (350—330 гг. до н. э.). Считается, что прославившая город Книд мраморная статуя была первым в древнегреческом искусстве скульптурным изображением полностью обнажённого женского тела. Была, так как тот самый оригинал Праксителя не сохранился, но известен нам по описаниям античных авторов, монетам Книда и поздним повторения римских мастеров (некоторые из них сейчас находятся в крупных европейских коллекциях и пользуются заслуженной славой на протяжении веков, например, Венера Медицейская, принадлежавшая Медичи).
Неизвестно, когда именно и где изваяли Венеру Таврическую (получившую свое наименование много позднее уже в России). Тем более что документально знакомая нам история этого произведения искусства начинается около 1718 года – когда в окрестностях Рима была откопана частично расколотая статуя, пролежавшая в земле, как и многие антики, не один десяток лет. Дальнейшие события напоминают политический детектив.
В ту пору в Италии находился Юрий Кологривов, один из «птенцов гнезда Петрова», после европейских штудий отправленный смотреть за российскими стипендиатами и приобретения произведений искусства для царского собрания. В 1718-1719 годах в Риме, Генуе, Милане, Ливорно и Неаполе он купил более сотни работ, и это только скульптура – она требовалась в больших количествах для украшения дворцов, садов и павильонов во многочисленных резиденциях.
Античную статую Венеры (или Венуса, как потом закрепилось при петровском дворе) Кологривов купил у простых людей, не знающих её настоящей ценности – такие выгодные приобретения были его целью и особой гордостью. Затем статуя была передана «в починку» скульптору Пьеру Легро (или Легри): голова и ступни на постаменте были извлечены отдельно от тела, а руки отсутствовали вовсе. До XIX века представления об аутентичности и художественной неприкосновенности произведений искусства отличались от современных: утраченные части дополнялись в соответствии с представлениями мастера-«реставратора» о прекрасном и подлинном, что нам показалось бы кощунством.
Поначалу действия Кологривова не встречали сопротивления римских властей (разрешение вывести Венус заграницу обеспечивалось рядом потенциальных уступок со стороны России, среди которых фигурировали мощи Св. Бригитты и послабления обретающимся в России католикам, в том числе и миссионерам), но в дело вмешался один непредвиденный фактор. Уже совсем скоро по приказу губернатора Фальконери реставрация была прервана, а статуя арестована и зарисована, чтобы затем перейти на хранение в Капитолийское собрание. Причиной тому стала внезапная перемена некоторых действующих лиц в Ватикане – скончался камерарий папы (кардинал-камерленго) Спинола, на смену которому пришел Аннибале Альбани, родственник главы церкви и сам увлеченный коллекционер произведений искусства.
Юрий Кологривов был раздавлен таким поворотом событий и решил обратиться за помощью на самом высшем уровне, в письме умоляя Петра I как-то воздействовать на Святой Престол. С целью спасти положение в Рим направляется делегация в лице Саввы Владиславича-Рагузинского и Петра Беклемишева для придания переговорам как можно более высокого статуса. И это посольство действительно добилось успеха: Венеру вернули российской стороне и обозначили как подарок Климента XI царю Петру, о чем и по сей день гласит надпись на постаменте. В ответ была послана Государева грамота с изъявлением признательности и благоволения.
Теперь статую предстояло доставить в Санкт-Петербург. По этому поводу Петр дал очень подробные указания. «Повелеваем отправить оную до Инзбрука на мулах в качалке, оттуда Дунаем до Вены, где препоручить Ягужинскому, чтоб он сделал для сего карету на пружинах и отправил бы водою до Кракова», а оттуда морем до российской столицы.
Уже в начале XX века для дипломной работы в Академии художеств живописец Василий Кучумов решил вообразить сцену торжественного представления нового приобретения Петру Великому и его окружению, собравшимся в Летнем дворце. Однако художник не учел одну важную деталь – до 1850-х годов Венус существовала с добавленными в начале XVIII века руками, и Петр видел статую без утрат.
Итак, по прибытии скульптуру разместили в Летнем саду в галерее, и поставили рядом с ней часового для охраны – такая редкость была диковинкой, ценность которой всячески подчеркивалась. Придворный очевидец Фридрих Вильгельм Бергхольц писал:
— Фридрих Вильгельм Бергхольц, 1721
Позже статую перенесли в Грот Летнего сада, а при Елизавете Петровне, скорее всего, в одноименный павильон в Царском Селе. В начале ХIХ века при Александре I Венера оказалась в Таврическом дворце, откуда и произошло её современное название. В 1824–1827 годах в Академии художеств скульптор В. И. Демут-Малиновский, занимавшийся кроме прочего реставрацией античных статуй, изготовил фигуре новые руки, а в 1827 по распоряжению императора Николая I статую возвратили в Таврический дворец. Постамент опоясали латунным кольцом, на котором была выгравирована придуманная императором надпись: «Императору Петру I-му в угодность подарил Папа Климент XI в 1719 году».
Эрмитаж в биографии Венеры случился лишь в 1850 году, когда статуя была передана в Императорский музей. Тогда же были наконец удалены неоригинальные руки. В 1852 Венера Таврическая была торжественно перенесена в только что открывшиеся для обозрения залы здания Нового Эрмитажа, где она и находится в настоящее время в том же самом зале греческой скульптуры. Теперь, оказавшись рядом с этим шедевром, невозможно не вспомнить о всех перипетиях на пути Венеры из итальянских недр в залы Эрмитажа.
искусствоведение как точная наук
3 часа 24 минуты
Курс для тех, кто хочет взглянуть на искусство через объективные факты и доказательства