Doctrina Et Nobiles
Doctrina Et Nobiles
Курсы и лекции
по искусству и культуре
Личный кабинет Doctrina Et Nobiles

17.10.2025

Венера Таврическая
Венера Таврическая
Путь от итальянских недр до залов Эрмитажа

Автор статьи — Полина Гуккина, историк искусства, редактор DN.

Статья приурочена к онлайн-курсу «Неразгаданные сюжеты: искусствоведение как точная наука»


Венера Таврическая – жемчужина коллекции античной скульптуры современного Эрмитажа, вокруг которой неизменно толпятся посетители и экскурсанты. Однако как она оказалась в собрании музея? И почему история этого шедевра в некотором смысле началась только в XVIII веке? Давайте разбираться!


Кто такая Венера Таврическая?

Венера Таврическая
Венера Таврическая
Венера Таврическая
Афродита (Венера Таврическая). Древняя Греция, II в. до н.э. Мрамор. Государственный Эрмитаж

Венера Таврическая (под таким именем она известна сегодня) – это античная мраморная статуя обнаженной богини красоты и любви Афродиты. Именно Афродиты (греческое имя богини), так как статуя признана подлинной греческой работой, а не копией римского времени. Её относят к типу «Венеры Стыдливой», или Целомудренной (лат. Venus Pudica), который возводят к легендарному оригиналу скульптора Праксителя – Афродите Книдской (350—330 гг. до н. э.). Считается, что прославившая город Книд мраморная статуя была первым в древнегреческом искусстве скульптурным изображением полностью обнажённого женского тела. Была, так как тот самый оригинал Праксителя не сохранился, но известен нам по описаниям античных авторов, монетам Книда и поздним повторения римских мастеров (некоторые из них сейчас находятся в крупных европейских коллекциях и пользуются заслуженной славой на протяжении веков, например, Венера Медицейская, принадлежавшая Медичи).

Неизвестно, когда именно и где изваяли Венеру Таврическую (получившую свое наименование много позднее уже в России). Тем более что документально знакомая нам история этого произведения искусства начинается около 1718 года – когда в окрестностях Рима была откопана частично расколотая статуя, пролежавшая в земле, как и многие антики, не один десяток лет. Дальнейшие события напоминают политический детектив.

Вторая жизнь и путь в Россию

Венера Таврическая
Неизвестный художник. Портрет Юрия Ивановича Кологривова, 1730-е. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково»
Венера Таврическая
Венера на наброске интерьера галереи антиков Ю. И. Кологривова (из статьи С. К. Егоровой, 2020)

В ту пору в Италии находился Юрий Кологривов, один из «птенцов гнезда Петрова», после европейских штудий отправленный смотреть за российскими стипендиатами и приобретения произведений искусства для царского собрания. В 1718-1719 годах в Риме, Генуе, Милане, Ливорно и Неаполе он купил более сотни работ, и это только скульптура – она требовалась в больших количествах для украшения дворцов, садов и павильонов во многочисленных резиденциях.

Античную статую Венеры (или Венуса, как потом закрепилось при петровском дворе) Кологривов купил у простых людей, не знающих её настоящей ценности – такие выгодные приобретения были его целью и особой гордостью. Затем статуя была передана «в починку» скульптору Пьеру Легро (или Легри): голова и ступни на постаменте были извлечены отдельно от тела, а руки отсутствовали вовсе. До XIX века представления об аутентичности и художественной неприкосновенности произведений искусства отличались от современных: утраченные части дополнялись в соответствии с представлениями мастера-«реставратора» о прекрасном и подлинном, что нам показалось бы кощунством.

Поначалу действия Кологривова не встречали сопротивления римских властей (разрешение вывести Венус заграницу обеспечивалось рядом потенциальных уступок со стороны России, среди которых фигурировали мощи Св. Бригитты и послабления обретающимся в России католикам, в том числе и миссионерам), но в дело вмешался один непредвиденный фактор. Уже совсем скоро по приказу губернатора Фальконери реставрация была прервана, а статуя арестована и зарисована, чтобы затем перейти на хранение в Капитолийское собрание. Причиной тому стала внезапная перемена некоторых действующих лиц в Ватикане – скончался камерарий папы (кардинал-камерленго) Спинола, на смену которому пришел Аннибале Альбани, родственник главы церкви и сам увлеченный коллекционер произведений искусства.


Венера Таврическая
Пьер Леоне Гецци (атрибутируется). Портрет папы Клемента XI, ок. 1708-1724. Частная коллекция
Венера Таврическая
Жан-Марк Натье (приписывается). Портрет Петра I, 1717. Государственный Эрмитаж

Юрий Кологривов был раздавлен таким поворотом событий и решил обратиться за помощью на самом высшем уровне, в письме умоляя Петра I как-то воздействовать на Святой Престол. С целью спасти положение в Рим направляется делегация в лице Саввы Владиславича-Рагузинского и Петра Беклемишева для придания переговорам как можно более высокого статуса. И это посольство действительно добилось успеха: Венеру вернули российской стороне и обозначили как подарок Климента XI царю Петру, о чем и по сей день гласит надпись на постаменте. В ответ была посла­на Госуда­ре­ва гра­мота с изъ­яв­ле­ни­ем при­зна­тель­но­сти и бла­го­во­ле­ния.

Теперь статую предстояло доставить в Санкт-Петербург. По этому поводу Петр дал очень подробные указания. «Повеле­ва­ем отпра­вить оную до Инзбру­ка на мулах в качал­ке, оттуда Дуна­ем до Вены, где пре­по­ру­чить Ягу­жин­ско­му, чтоб он сде­лал для сего каре­ту на пру­жи­нах и отпра­вил бы водою до Кра­ко­ва», а оттуда морем до российской столицы.

От Летнего сада до Эрмитажа

Венера Таврическая
Василий Кучумов. Петр I осматривает статую Венеры в Летнем дворце (эскиз к картине «Венера»), 1916. Государственный Русский музей

Уже в начале XX века для дипломной работы в Академии художеств живописец Василий Кучумов решил вообразить сцену торжественного представления нового приобретения Петру Великому и его окружению, собравшимся в Летнем дворце. Однако художник не учел одну важную деталь – до 1850-х годов Венус существовала с добавленными в начале XVIII века руками, и Петр видел статую без утрат.

Итак, по прибытии скульптуру разместили в Летнем саду в галерее, и поставили рядом с ней часового для охраны – такая редкость была диковинкой, ценность которой всячески подчеркивалась. Придворный очевидец Фридрих Вильгельм Бергхольц писал:

В средней галерее стоит мраморная статуя Венеры, которой царь до того дорожит, что приказывает ставить к ней для охранения часового. Она в самом деле превосходна, хотя и подпорчена немного от долгого лежания в земле.

— Фридрих Вильгельм Бергхольц, 1721

Позже статую перенесли в Грот Летнего сада, а при Елизавете Петровне, скорее всего, в одноименный павильон в Царском Селе. В начале ХIХ века при Александре I Венера оказалась в Таврическом дворце, откуда и произошло её современное название. В 1824–1827 годах в Академии художеств скульптор В. И. Демут-Малиновский, занимавшийся кроме прочего реставрацией античных статуй, изготовил фигуре новые руки, а в 1827 по распоряжению императора Николая I статую возвратили в Таврический дворец. Постамент опоясали латунным кольцом, на котором была выгравирована придуманная императором надпись: «Императору Петру I-му в угодность подарил Папа Климент XI в 1719 году».


Венера Таврическая
Константин Ухтомский. Зал греческой скульптуры Нового Эрмитажа, 1853. Государственный Эрмитаж

Венера Таврическая
Венера Таврическая видна в глубине зала на фоне дверного проема

Эрмитаж в биографии Венеры случился лишь в 1850 году, когда статуя была передана в Императорский музей. Тогда же были наконец удалены неоригинальные руки. В 1852 Венера Таврическая была торжественно перенесена в только что открывшиеся для обозрения залы здания Нового Эрмитажа, где она и находится в настоящее время в том же самом зале греческой скульптуры. Теперь, оказавшись рядом с этим шедевром, невозможно не вспомнить о всех перипетиях на пути Венеры из итальянских недр в залы Эрмитажа.

Источники:
  • С. К. Егорова. Парадиз для Венеры. Philologia Classica 2020, 15 (2), 277–291.

  • П. М. Леонтьев. Венера Таврическая // Пропилеи. Сборник статей по классической древности. Кн. I, 2-е изд. М., 1856. Отд. I, с. 125—134.

Онлайн-курс

искусствоведение как точная наук

Неразгаданные сюжеты:
5 видеолекций
Время 3 часа 24 минуты

Курс для тех, кто хочет взглянуть на искусство через объективные факты и доказательства



Санкт-Петербург, Шведский переулок,
дом 2, подъезд 2, этаж 1
+7 (812) 600 02 93
ПН-ВС 14:00-20:00
стать нашим лектором
edu@doctrinaetnobiles.ru

предложить сотрудничество
pr@doctrinaetnobiles.ru

задать вопрос
info@doctrinaetnobiles.ru
ВКонтакте Telegram WhatsApp

Образовательное пространство
© Doctrina et Nobiles 2023
Условия по работе с сайтом
COVID-19
Образовательное пространство
© Doctrina et Nobiles 2023
Условия по работе с сайтом
COVID-19
COVID-19:
Telegram