Статья приурочена к курсу «История средневековых орденов: от тамплиеров до францисканцев»
Что может связывать мопсов и масонов? Казалось бы, ничего. Однако в XVIII веке дела обстояли совсем по-другому. В 1742 году французский писатель Габриэль-Луи Перо в памфлете «L'ordre des Franc-Maçons trahi et le Secret des Mopses révélé» («Преданный Орден масонов и раскрытый секрет мопсов») явил читателям сведения о секретном околомасонском обществе под названием Орден мопса. Конечно, как и всё масонское, за два с половиной столетия история этого курьезного ордена обросла домыслами и мифами. Но почему бы не попробовать разобраться в переплетениях религиозной политики и аристократической моды на собак – тем более что в этом замешаны папа римский, немецкие князья и даже Екатерина II.
Считается, что Орден мопса (нем. Mops-Orden) был создан баварским принцем Клеменсом Августом около 1740 года после того, как папа римский Климент XII издал буллу, запретившую католикам вступать в масонские ложи. По другим сведениям, Орден зародился в Париже и затем распространился в Голландии и на немецких землях. Так или иначе, это было аристократическое сообщество, сохраняющее многие признаки масонской ложи, но ей не являющееся – всё для того, чтобы её члены пользовались всеми преимуществами клуба для избранных без риска быть отлученными от церкви. В отличие от масонов, в Орден мопса принимали и мужчин, и женщин, что было важным шагом к вовлечению женщин благородного происхождения в общее дело.
Члены Ордена именовали себя мопсами. В каждой орденской ложе были женщина и мужчина, которые называли себя великими мопсами и управляли ложей по очереди каждые шесть месяцев. Остальные административные роли вроде секретарей и надзирателей также распределялись между обоими полами, однако великий мастер ложи всегда был мужчиной.
Ритуалы Ордена как будто пародировали масонов. В ходе обряда посвящения новичок проходил путь от «незнания» к «знанию» и подтверждал свою преданность, уподобляясь мопсу. В самом прямом смысле – сначала нужно было скрестись в закрытую дверь, надев собачий ошейник. Далее новичкам завязывали глаза и девять раз водили вокруг ковра с символами, в то время как мопсы (члены Ордена) громко лаяли, чтобы проверить испуганных новичков на стойкость. Затем требовалось поцеловать фарфорового мопса в области хвоста в знак лояльности Ордену. Потом мастер клал руку человека, просящего о приеме, на рапиру (если это мужчина) и на зеркало (в случае женщины), требуя принесения обета. Наконец, посвящаемому предлагалось «увидеть свет», после чего повязка снималась. Члены ордена вставали вокруг посвящаемого в круг, держа в одной руке рапиру или зеркало, а в другой — мопса.
К слову, вышеприведенное описание церемониала основывается на памфлете Габриэля-Луи Перо – а насколько мы можем доверять беллетристу, заинтересованному в продаже своих опусов? Хороший вопрос. Обратимся лучше к другому моменту.
Мопсы, как и другие декоративные комнатные породы собак, стали распространяться в домах богатых европейцев в XVII веке, но пик их популярности пришелся на следующее столетие. В XVIII веке мопсы стали неотъемлемым атрибутом модного стиля рококо и даже повлияли на фарфоровое производство в Китае – с развитием индустрии экспортного фарфора китайские мастера стали создавать фигурки животных специально для европейского рынка, где такие предметы пользовались большим спросом.
Нельзя проигнорировать и ещё один важный аспект повального увлечения мопсами в середине XVIII столетия: такая собачка очень скоро стала считаться непременным питомцем жеманной и изысканной светской дамы. И возрастной старой девы, с особой нежностью заботящейся о своих маленьких подопечных – как живых, так и фарфоровых. Трудно провести границу между предметами декоративного искусства, связанными именно с Орденом мопса, и просто модными вещицами, изображающими популярную тогда породу. Тем не менее, определенное послание все же может быть зашифровано: например, мопсик на фарфоровой табакерке смотрится в зеркало, поддерживаемое его собратьями. Уж не намек ли это на тщеславных красавиц эпохи, проводящих, по мнению сатириков, слишком много времени перед зеркалом и увлеченных комнатными собаками больше, чем мужьями? Но не стоит думать, что мопсов держали только сентиментальные женщины. История искусства сохранила множество свидетельств увлечения мопсами среди мужчин, от художника-интеллектуала Уильяма Хогарта до политика Джорджа Селвина.
Однако самые известные фарфоровые мопсы производились не в Китае, а в саксонском Мейсене. Впервые разработанный скульптором Иоганном Иоахимом Кендлером в мае 1734 года мейсенский мопс стал чем-то вроде неофициального символа фабрики в течение всего восемнадцатого века. К началу девятнадцатого века примерно половина фарфоровых собак Мейсена были мопсами.
К 1740-50-м годам сидящий мопс стал признанным символом Мейсенской фарфоровой мануфактуры, почти второстепенным логотипом в дополнение к скрещенным мечам. Фирменная поза мейсенских мопсов — с согнутыми задними лапками и повернутой к зрителю головой — стала не только самой распространенной в фарфоре, но также повлияла на то, как живые собаки были представлены в других изобразительных техниках, начиная от портрета Франсуа Буше «Молодая дама с мопсом» (ок. 1745 г.) до чучела мопса герцога Энгиенского (ок. 1804 г.).
Вполне возможно, что члены Ордена мопса, которые хотели окружить себя подходящими атрибутами, могли подогревать спрос на фигурки мопсов. Кендлер также мог надеяться угодить личному вкусу графа Генриха фон Брюля, одного из членов Mops-Оrden и директора Мейсенской фарфоровой мануфактуры, который был не только самым важным политиком в Саксонии, но и владельцем мопсов. Выбирая сюжеты для фигурок, Кендлер играл на любви фон Брюля к этим собакам и создавал подобия мопсов директора, принимая заказы на табакерки в форме или с изображением собак для других членов Ордена и почитателей породы. Неслучайно известная группа фигур «Два масона» включает миниатюрного мопсика, примостившегося под ногой хозяина, а «Дама из Ордена мопса» показана сразу с двумя питомцами.
В стороне не осталась даже российская императрица Екатерина II. Нельзя утверждать, что она несомненно состояла в ложе Ордена мопса, однако ей принадлежала одна очень примечательная табакерка. На ошейнике золотого мопса написано «Toujours Fidele», что означает «Всегда верен/верна». По одной из версий, такие табакерки были верным признаком участников Ордена и служили пропуском на собрания. С другой стороны, мопс, как и любая другая комнатная собака, мог символизировать супружескую и любовную верность.
Тем не менее, выразительные табакерки в виде лежащих мопсов встречаются не единожды и даже на портретах. Уже пожилая Екатерина Александровна Архарова, знаменитая своим гостеприимством петербургская барыня, запечатлена неизвестным художником с колокольчиком и очень похожим мопсом. Молодость Архаровой пришлась как раз на екатерининскую эпоху, так что такой выбор предметов не кажется совпадением.
Так или иначе, орден был популярен достаточно короткое время, однако оставил заметный след в культуре XVIII века, от фарфоровых фигурок до критических памфлетов. Всё это было частью сложной культурной игры, где границы между серьёзным и пародийным, между статусом и шуткой, между тайным знанием и модным увлечением могли с легкостью нарушаться. История Ордена мопсов — напоминание о том, как легко в прошлом соседствуют ирония и религиозные запреты, сатира и сентиментальность.