Doctrina Et Nobiles
Doctrina Et Nobiles
Курсы и лекции
по искусству и культуре
Личный кабинет Doctrina Et Nobiles

06.06.2025

Летние идиллии
Летние идиллии
северные пейзажи, радуга и вечные маркизы

Автор статьи — Полина Гуккина, историк искусства, редактор DN.


Наступил июнь, долгожданный первый месяц лета. Залитые солнцем луга и тенистые парки манят горожан, уставших от пыльных улиц — точно так же они манили петербуржцев и 100 лет назад. Тогда интеллигенты и ценители изящных искусств превозносили творчество художников-мирискусников, среди которого самыми изящными и игривыми были работы Константина Сомова.

Кто такой Сомов и откуда в его творчестве мотив идиллии?

Летние идиллии
Константин Сомов. Автопортрет, 1898
Государственный Русский музей
Летние идиллии
Обложка журнала «Мир искусства», 1900

Константин Сомов (1869–1939) — один из самых известных и в то же время непонятых художников начала XX века. Он принадлежал к кругу журнала «Мир искусства» — сообществу рафинированных эстетов и декадентов. Центральный мотив его работ — светский и блестящий XVIII век с его маркизами, фейерверками, маскарадами и любовными играми. Немалое значение в создании атмосферы беспечности и кокетства имели не только герои, но и обстановка вокруг них, в частности — ландшафт. С детства летние месяцы Сомов проводил за городом, и с тех пор идиллические пейзажи северного лета под Петербургом занимали особое место в его творчестве. Предлагаем на нескольких примерах рассмотреть, как художник превращает свои впечатления и воспоминания в художественные образы.

Начало: дачные этюды

Летние идиллии
Садик, 1897. Астраханская государственная картинная галерея
Летние идиллии
Зеленый склон за дорогой. Мартышкино, 1902. Государственный Русский музей

Как любой уважающий себя петербуржец, летние месяцы Константин Сомов проводил на даче, которую снимала семья или куда приглашали друзья. Как художник, он не упускал возможности поработать с натуры. Северный ландшафт под Петербургом, ставший родным с юности, не покидал его воображение даже после эмиграции.

Летняя безмятежность раннего Сомова почти всегда имеет конкретный прообраз — «Павлову дачу» в Сергиеве на 17-й версте по дороге на Петергоф, Мартышкино недалеко от Ораниенбаума, Силламяги близ Усть-Нарвы, Териоки (нынешний Зеленогорск). Красоту этих мест дополнял дружеский и семейный круг: совместные пленэры и прогулки, общение с родными и единомышленниками запомнятся Сомову как прекрасное время творческого поиска и взаимопонимания в привычной обстановке старого мира.


Летние идиллии
Конфиденции (Тайные признания), 1897. Государственная Третьяковская галерея

Даже заграничные поездки не могли полностью захватить мысли художника. 16 декабря 1911 года он пишет Анне Остроумовой-Лебедевой с юга Франции: «Эта природа поражает, но скоро приедается». Версаль, Ривьера поражают его, но даже в эмиграции Сомов продолжит искать мотивы, напоминающие об оставленном мире тургеневских поместий, заросших парков и дворцовых садов-партеров.

Радуга, или мост над бездной

Летние идиллии
Вечерние тени, 1900/1917
Государственный Русский музей
Летние идиллии
Радуга, 1920
Частное собрание, Москва

Подмеченная, быть может, на одном из сельских пленэров радуга вскоре становится для Константина Сомова самостоятельным жанром. Атрибут свежих летних дней постепенно приобретает черты чего-то большего — частый элемент поэтики символистов был знаком идеального мира, противоположного миру обыденному, прозаическому, ограниченному. В годы революционной турбулентности идиллическая радуга превращается в спасительный якорь или даже мост, помогающий не потерять связь со старым миром хотя бы в воспоминаниях, на уровне идей.


Летние идиллии
Осмеянный поцелуй, 1908
Государственный Русский музей
Летние идиллии
Пейзаж с радугой, 1915
Одесский художественный музей

Естественно, что радуга сияет над садовыми изгородями в пасторальных сценах фривольного XVIII столетия. Можно ли придумать что-то более далекое от тревожного Петрограда, терзаемого противоборствующими силами? В работах предреволюционных лет создается тот мир грез, в который Сомов будет мысленно возвращаться даже годы спустя — и который станет его главным и самым продаваемым товаром, настолько, что художник назовет его «проклятым».

Боскеты и вечные маркизы из XVIII века

Изгороди-боскеты, увитые цветущими ветвями, возникли на листах и холстах Сомова ещё на рубеже веков, под впечатлением от ретроспективистских настроений соратников по «Миру искусства». Художник был с детства окружен произведениями искусства — его отец, Андрей Иванович Сомов, был старшим хранителем картинной галереи Эрмитажа и коллекционировал живопись и графику. Поэтому Сомов-младший, прошедший через академическую школу, всегда умел работать с образцами и, копируя и повторяя, находить свой язык. Так из ранних, но уже грандиозных холстов кристаллизуется мотив сада-театра с изгородью-кулисой, разделяющей композицию на два плана, декорацию и мизансцену, и превращающей любое действо в выразительную метафору.


Летние идиллии
В боскете, 1899
Государственный Русский музей
Летние идиллии
Вечер, 1900–1902
Государственная Третьяковская галерея

Такой прием, разворачивающий композицию по горизонтали, подчеркивал важное для мастера двоемирие и вместе с тем условность. Неприкрыто театральны «Осмеянный поцелуй» (1908) и «Пейзаж с радугой» (1915). Возникающая от смещенности героев в сторону пустота на переднем плане тем сильнее напоминает театральный задник, приглашая зрителя стать главным действующим лицом этой пьесы.

Сумерки, тонко переданные в работах «В боскете» и «Вечер», сменяет ночь, озаренная фейерверками. Сад окончательно превращается в место действия спектакля-маскарада, в котором персонажи комедии дель арте перемешиваются с кавалерами и дамами галантной эпохи, а иногда — со смертью. Сомов как будто напоминает о превратностях любовных игр и бесконечной смены масок, под одной из которых неизбежно окажется скелет. Но разве это повод отказывать себе в удовольствиях жизни?


Летние идиллии
Итальянская комедия, 1914. Национальная картинная галерея Армении, Ереван

Летние идиллии
Арлекин и Смерть, 1907
Государственная Третьяковская галерея
Вневременность и дремлющие красавицы

Летние идиллии
Константин Сомов. Спящая молодая женщина, 1909. Никола Дюпен-младший по рис. Пьера Тома Леклера. Женщина в утреннем дезабилье, лежащая на софе и играющая с собакой. Лист из ”Gallerie des modes et des costumes français“. Национальная библиотека Франции (из статьи Ю. Демиденко)

Изнеженные красавицы Константина Сомова живут во всех эпохах сразу — а мастер почти намеренно повторяет раз за разом однажды найденную удачную позу, меняя лишь наряд. Барышня времен Марии-Антуанетты, подсмотренная в серии гравюр второй половины XVIII века «Gallerie des modes et des costumes français…» («Галерея французских мод и костюмов…»), не замечает смены эпох и мирно дремлет, как Спящая Красавица из сказки, лишь время от времени обновляя платье. За окном ветерок колышет летнюю листву, и дама не спешит покидать мир грез – не важно, на дворе ещё относительно спокойные 1900-е годы или уже голодные 1920-е. Пока она не проснется, её охраняют призраки былых лет, как собачка в ногах «Спящей молодой женщины в парке» (1922).


Летние идиллии
Спящая дама, 1920. Частное собрание

Летние идиллии
В мечтах, 1928
Частное собрание
Летние идиллии
Дремлющая дама в черном платье, 1909
Ярославский художественный музей

В 1923 году Константин Сомов отправится в США, чтобы сопроводить Выставку русских художников, и больше никогда не вернется обратно. Остаток его жизни пройдет в Европе, где он продолжит работать как график и портретист, уважаемый и любимый коллекционерами, заказчиками и старыми друзьями, осевшими в городах вроде Берлина или Парижа. Однако все чаще Сомов будет обращаться к мотиву ностальгии, воспоминаний о потерянном рае. Безмятежность летних дней, проведенных в усадебных парках, не только отлично продавалась в эмигрантских и светских кругах, но и помогала автору снова и снова мысленно возвратиться в идеализированное прошлое.

Время в эти моменты как будто останавливалось, и потому в работах Константина Сомова одинаково органичны и маркизы XVIII века, и румяные пастушки, и барышни эпохи модерна.


Летние идиллии
Сцена у реки, 1929. Галерея Тейт
Источники:
  • Павел Голубев. Константин Андреевич Сомов: каталог выставки. М., 2020.

  • Юлия Демиденко. «Gallerie des modes et des costumes français…» К источникам творчества К. А. Сомова // Журнал ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, 2024. № 2 (2). С. 60–83.

  • Константин Сомов. Письма, дневники, суждения современников. М., 1979.


г. Санкт-Петербург, Шведский переулок,
дом 2, подъезд 2, этаж 1
т. +7 (812) 600 02 93
ПН-СБ 14:00-20:00
ВС - выходной
Поддержать нас

Образовательное пространство
© Doctrina Et Nobiles 2025
Условия по работе с сайтом

COVID-19
Следите за нашими новостями:
ВКонтакте Telegram WhatsApp
COVID-19:
Telegram