Doctrina Et Nobiles
Doctrina Et Nobiles
Курсы и лекции
по искусству и культуре
Личный кабинет Doctrina Et Nobiles

23.06.2025

Каждый хочет быть котом
Каждый хочет быть котом
Кошки в мультфильмах студии Ghibli

Автор статьи — Полина Темралеева, исследователь анимации, методист DN.


Статья приурочена к курсу «Эстетика кошек»

Чтобы понять, чем вдохновлены самые известные кошки в фильмах Хаяо Миядзаки и его коллег, нужно обратиться к многовековой фольклорной традиции Японии. Одно из самых популярных существ в японском фольклоре — это ёкай (сверхъестественное существо) по имени бакэнэко, или кошка-оборотень. Бакэнэко представляет собой кошку, обладающую сверхъестественными способностями. Одна из этих способностей — оборачиваться человеком, причём чаще всего женщиной. В японском фольклоре ассоциация кошек с женщинами была связана с верой в то, что дух женщины, погибшей насильственной смертью, мог вселиться в кошку и использовать кошачью магию ради мести обидчику. Неслучайно во многих аниме кошками оборачиваются именно женщины.


Каждый хочет быть котом
Утагава Куниёси. Пятьдесят три станции дороги Токайдо, Окадзаки. 1847
Каждый хочет быть котом
Утагава Ёситаки. Танцовщица-бабочка и Чудовищный кот: Кабуки. 1870

Постепенно японцы прониклись любовью к кошкам, а их мифологический образ глубоко укоренился в народном сознании. Разумеется, японская индустрия анимации не могла проигнорировать этот интерес. Начало развития анимации в Японии неразрывно связано с животными, которые становились героями как патриотических высказываний («Момотаро — божественный моряк», 1945), так и анимированных сказок («Легенда о Белой Змее», 1958).

В современных аниме, где главные роли обычно отведены людям, кошки по-прежнему остаются популярными персонажами. Самые узнаваемые образы кошек в японской анимации принадлежат студии Ghibli, основанной в 1985 году двумя мэтрами — Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой. Эти аниматоры не только сформировали уникальный стиль студии, но и подарили миру культовые мультфильмы, которые вывели японскую анимацию на мировой уровень и укрепили её статус как полноценного искусства и культурного феномена.


Каждый хочет быть котом
Хаяо Миядзаки (р. 1941)
Каждый хочет быть котом
Исао Такахата (1935–2018)

Две истории одного кота: Барон и Мута в фильмах Ghibli

Однако не все шедевры Ghibli созданы этими мэтрами. Например, фильм «Возвращение кота» (2002), известный также как «Кошачья благодарность», был снят режиссёром Хироюки Моритой. Как и другой успешный проект студии — «Шёпот сердца» (1995) Ёсифуми Кондо — этот фильм основан на манге Хиираги Аой. «Возвращение кота» является экранизацией манги «Барон, кошачий лорд» (2002), а «Шёпот сердца» — одноимённой манги 1989 года. «Возвращение кота» рассказывает историю школьницы Хару, которая спасает кота и сталкивается с необычной благодарностью семейства кошачьих: те превращают её в кошку и устраивают свадьбу с принцем Кошачьего королевства. За помощью Хару обращается в так называемую Кошачью канцелярию, где встречает новых друзей — котов Барона и Муту.


Каждый хочет быть котом
Шёпот сердца. Реж. Ёсифуми Кондо. 1995
Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Реж. Хироюки Морита. 2002

Между этими двумя фильмами есть сюжетная связь: кот Барон из «Возвращения кота» — это ожившая статуэтка из «Шёпота сердца». В этом фильме с Бароном связана трогательная история любви. Некогда разлученные, Барон и его возлюбленная теперь украшают антикварную лавку и вдохновляют главную героиню на создание своего первого литературного произведения, в котором Барон впервые оживает и становится проводником Сидзуку в волшебный мир. Любопытно, что облик этого мира создан на основе картин художника Наосиха Иноуэ, с которым активно сотрудничал Хаяо Миядзаки.


Каждый хочет быть котом
Шёпот сердца. Реж. Ёсифуми Кондо. 1995
Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Реж. Хироюки Морита. 2002

Впрочем, Барон — не единственный персонаж Ghibli, который «кочует» из одного фильма в другой. Кот Мута (он же Бута, он же Ринальдо Мун), как и Барон, перебрался в «Возвращение кота» из «Шёпота сердца». Ничего удивительного, учитывая, что обе оригинальные манги созданы одним автором. Однако он, в отличие от Барона, изначально был живым (и даже весьма подвижным). Мун, который получил свое имя за «круглость» и серый цвет, путешествовал от дома к дому, никого не считая за своего хозяина. Ну и в конце концов, по-видимому, немного поменял окрас и устроился на престижную работу в Кошачью канцелярию.

В кошачьей шкуре: превращение как метафора взросления

Каждый хочет быть котом
Шёпот сердца. Реж. Ёсифуми Кондо. 1995
Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Реж. Хироюки Морита. 2002

В «Возвращении кота» Хару постепенно превращается в кошку: у неё вырастают уши, хвост, она начинает мяукать. В японской культуре образ кошки традиционно ассоциируется с женским началом. В аниме эта ассоциация переосмыслена в виде нэкомусумэ, или кошко-девочки — важного элемента современной японской поп-культуры. Её легко узнать по кошачьим ушам и хвостику, мяуканью и игривому поведению. Любопытно, что некоторые кошачьи черты у Хару всё-таки остаются, поскольку она начинает испытывать романтические чувства к коту Барону.


Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Реж. Хироюки Морита. 2002
Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Реж. Хироюки Морита. 2002

Превращение происходит против воли Хару — героиня стремится сохранить свою человеческую сущность. Эта трансформация становится метафорой поиска собственной идентичности, важной для историй о взрослении. Можно провести параллель с другим метафорическим превращением — взрослением Кики в фильме «Ведьмина служба доставки» (1989, реж. Хаяо Миядзаки). В начале фильма юная волшебница Кики, только вступающая во взрослую жизнь, не просто понимает кошачий язык, но и общается со своим спутником — котом Джиджи. Однако к финалу, пройдя кризис взросления, она утрачивает эту способность. Джиджи в этом случае выступает как внутренний голос и опора героини в момент, когда она ещё не может полагаться на саму себя. Сам Джиджи тоже взрослеет — у него появляется собственная семья.


Каждый хочет быть котом
Ведьмина служба доставки.
Реж. Хаяо Миядзаки. 1989
Каждый хочет быть котом
Ведьмина служба доставки.
Реж. Хаяо Миядзаки. 1989

Во всех трех упомянутых фильмах — «Шёпот сердца», «Ведьмина служба доставки» и «Возвращение кота» — образ кошки символизирует взросление героини, а также утраченную (в случае Кики) или обретенную (в случае Сидзуку) связь с миром фантазий. Кошка оказывается временным проводником в волшебный мир и исчезает — буквально или метафорически — когда её роль выполнена. В мультфильмах студии Ghibli образ кошки традиционно олицетворяет переходное состояние персонажа и в то же время служит напоминанием о хрупкости идентичности человека в момент столкновения с враждебной действительностью.

Мир глазами кошки: как архитектура адаптируется под животных

Пространство в мультфильме «Возвращение кота» насыщено различными кошачьими знаками. В центре Кошачьего королевства — замок, напоминающий кошачий домик с башнями-когтеточками, а вокруг него — поле, усеянное кошачьей мятой и менгирами, стилизованными под кошачью морду. Архитектура королевства весьма красноречиво указывает на то, кем является её заказчик и создатель. Капители колонн выполнены в виде кошачьих голов, а орнаменты — в виде кошачьего глаза и рыбки — любимого кошачьего лакомства. Даже у мебели в этом замке есть кошачьи ушки. Кроме того, кошачья цивилизация создала свое монументальное искусство — настенную роспись. Фреска в башне изображает историю об очень прожорливом коте, который съел всю рыбу в озере и исчез (этим котом был Мута). Таким образом, пространство произведения как бы адаптируется под кошек, предлагая зрителю своеобразный cat gaze, или кошачий взгляд.


Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Реж. Хироюки Морита. 2002
Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Реж. Хироюки Морита. 2002

В то же время Хару, чтобы попасть в Кошачью канцелярию, проходит путь через крыши и узкие улочки, по которым перемещаются только кошки. Тем самым она как бы пересекает границу между мирами. Архитектура и интерьеры Кошачьей канцелярии вторят человеческим и напоминают западноевропейские образцы: здесь и декоративные волюты на фасаде, и кованые люстры внутри. В канцелярии также можно увидеть портрет возлюбленной Барона. В человеческих интерьерах кошки и ведут себя по-человечески: устраивают торжественные приемы, танцуют, пьют чай и даже пользуются DVD-проигрывателями. В то время как за пределами замка — вольные просторы, где животные оказываются гораздо ближе к своей истинной природе. В результате аниматоры создают образ кошки, в котором переплетаются и человеческое, и животное начало.


Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Реж. Хироюки Морита. 2002
Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Реж. Хироюки Морита. 2002

Кошачьи типажи Ghibli: такие разные и такие настоящие

Любопытно, что отдельные кошачьи персонажи фильмов Ghibli вдохновлены кошкой Усико, которая живет в студии. Судя по фотографиям пушистой красавицы, характер нарисованных котов (в действительности, одного кота, который «кочует» из одного мультфильма в другой) списан с Усико. Кошка, которая невольно стала моделью для художников, ведет свою беззаботную жизнь, сладко спит и смотрит на работающих соседей лениво и, кажется, немного презрительно. Кто это, если не Ринальдо Мун? В тонкой работе аниматоров видно долгое и вдумчивое наблюдение за кошкой: от того, как изящно у Муты трясется жирок при ходьбе, до того, как высокомерно он окидывает Хару взглядом при первом знакомстве.


Каждый хочет быть котом
Кадр из фильма «Царство грёз и безумия».
Реж. Мами Сунада. 2013
Каждый хочет быть котом
Возвращение кота.
Реж. Хироюки Морита. 2002

Перед дизайнерами и аниматорами стояла нетривиальная задача — показать разные характеры персонажей, так или иначе похожих друг на друга. В результате они создали целую галерею из типажей, где каждый — со своим уникальным характером и дизайном. Так, например, родился на свет дизайн телохранителей Кошачьего короля, чья черная раскраска с белым «воротничком» создает строгий и суровый образ котов, которые статно ходят на задних лапах и прогоняют нарушителей порядка. В свою очередь, великолепный Барон в модном фраке создает впечатление самого настоящего аристократа с ушами и хвостом, а принц Лун в парадном мундире — благородного наследника Кошачьего королевства. Особого внимания заслуживают разные кошачьи народы, собравшиеся в замке: от египетских фараонов до арабских шейхов.


Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Концепт-арт.
Реж. Хироюки Морита. 2002
Каждый хочет быть котом
Возвращение кота. Концепт-арт.
Реж. Хироюки Морита. 2002

Благодаря аниме образ кошки в японской культуре заметно обогатился: фольклорные мотивы обрели современные интерпретации, став ещё более многогранными. Сегодня миф о кошке-оборотне прочно укоренен в народном сознании японцев, а кошко-девочка является одним из самых узнаваемых образов аниме, популярных далеко за пределами страны. Всех их объединяет магическая природа и связанная с ней способность к превращениям, но главное — неизменная любовь аудитории, как восточной, так и западной.

Вас может заинтересовать

Лекция
26 июня в 19:00
Кошачий Петербург. Встреча VI
500 ₽
18-25 лет — 100 ₽
Лекция Артема Радеева о кошках в пространстве Петербурга



г. Санкт-Петербург, Шведский переулок,
дом 2, подъезд 2, этаж 1
т. +7 (812) 600 02 93
ПН-СБ 14:00-20:00
ВС - выходной
Поддержать нас

Образовательное пространство
© Doctrina Et Nobiles 2025
Условия по работе с сайтом

COVID-19
Следите за нашими новостями:
ВКонтакте Telegram WhatsApp
COVID-19:
Telegram