Автор статьи — Полина Евстафьева, искусствовед, куратор лектория DN.
Статья приурочена к направлению «Иллюстрация: история визуальности»
Конец XIX века ознаменовался появлением детских книг, созданных специально для детей. Как писал Глисон Уайт, редактор известного викторианского художественного журнала «The Studio», «...вкусы детей как фактор, который следует учитывать в жизни, почти так же современны, как пар или электрическое освещение...», указывая на то, что написание и иллюстрирование рассказов специально для юной аудитории не было приоритетом до появления понятия «детства» в викторианскую эпоху. С промышленной революцией и ростом среднего класса пришло понимание того, что дети не «маленькие взрослые», их психика отлична от восприятия зрелого человека и требует специального подхода. Новые машины, такие как паровой двигатель, швейная машинка и хлопкоочистительная машина, сократили объем ручного труда, а богатство среднего класса позволило большему количеству людей тратить время и деньги на то, чтобы баловать своих детей игрушками и книгами. Предлагаем познакомиться с Уолтером Крейном, викторианским иллюстратором, который ответил на вызовы своего времени.
Уолтер Крейн был выдающимся художником и дизайнером, особенно известным своим вкладом в книжную иллюстрацию и лидерством в движении декоративно-прикладного искусства. Его больше всего помнят за иллюстрации к детским книгам. Вместе с другими влиятельными иллюстраторами, такими как Рэндольф Колдекотт и Кейт Гринуэй, он произвел революцию в жанре детской книги викторианской эпохи. Его книги, написанные с прекрасным воображением и богато иллюстрированные, стали цениться в семьях среднего и высшего класса, за что он получил звание «академика детской литературы». Работы Крейна распространились и на другие виды декоративно-прикладного искусства, такие как керамика, обои и вышивка. Он принимал активное участие в нескольких ключевых организациях, включая Выставочное общество искусств и ремесел (где он был его первым президентом), Социалистическую лигу и учебные заведения, такие как Манчестерская школа искусств и Королевский колледж искусств.
В 13 лет Уолтер Крейн стал учеником Уильяма Джеймса Линтона, мастера гравюры по дереву и политического активиста. Линтон, который был участником чартистского движения, оказал влияние на социалистические взгляды Крейна, чье мастерство в гравюре на дереве отличало его от тех, кто использовал более новые техники. Карьера независимого иллюстратора привела его к получению заказов от печатника Эдмунда Эванса и издателя Джорджа Рутледжа, которые наняли его для серии книжек-игрушек.
Уолтера Крейна не впечатлили дешевые, лишенные воображения книжки-игрушки, которые были популярны в то время – он раскритиковал их тусклые раскрашенные вручную гравюры на дереве. Его собственные иллюстрации, напротив, были очень декоративными и творческими, а дизайн включал узоры и мотивы, соответствующие идеалам движения декоративно-прикладного искусства, которое стремилось возвысить повседневные предметы до статуса изобразительного искусства и возродить мастерство по сравнению с массовым производством. Сотрудничество с такими издателями, как Джордж Рутледж и Дж. М. Дент, превратило детские книги Крейна в настоящие произведения искусства.
Уолтер Крейн одним из первых стал размышлять о влиянии формального образования на детей и осознал, что роль иллюстратора детской литературы предоставляет ему уникальную возможность. Понимая, что своими иллюстрациями он может охватить огромное количество детей – особенно с учетом того, что книги-игрушки считались успешными в издательстве Routledge только в том случае, если их тираж превышал 50 000 экземпляров, – Крейн начал задумываться о том, как дети усваивают информацию. Он сосредоточился на композициях, цветах и фигурном оформлении своих рисунков, стремясь сделать их более доступными и приятными для юных читателей.
В викторианскую эпоху учебники для обучения чтению были ориентированы на изучение алфавита и поощряли детей читать буквы вслух. Нелли Дейл, школьная учительница из Уимблдона, представила новую систему, которая связывает визуальное представление слов с их письменной формой. Этот метод, основанный на акустике, был тесно связан с верой Уолтера Крейна в силу визуальных искусств в деле коммуникации.
Крейн, который более 35 лет иллюстрировал детские книги, сотрудничал с Дейл над книгой «Шаги к чтению», частью серии «Читатели Уолтера Крейна», изданной Дж. М. Дентом. Иллюстрации книги, на которые в 1899 году было зарегистрировано авторское право, изображают очаровательные пасторальные сцены с играющими детьми. Некоторые из этих картинок отражают идиллические детские впечатления Крейна в Торки, где он целыми днями играл на пляже, запускал воздушных змеев и лазал по деревьям.
Дизайн фронтисписа книги демонстрирует мастерство Крейна в оформлении книг: он применил методику Дейл по изучению «цветных» букв в оформлении женской юбки. Лестница символизировала прогресс учащегося, органично сочетая декоративность и функциональность. На другой странице в центре был изображен стебель лилии, изгибающийся вверх, что иллюстрирует рост читателя по мере того, как он осваивает новые звуки. На многих из этих работ подпись Крейна изображена в виде маленького журавлика внутри буквы «С», что подчеркивает самобытность и богатую фантазию художника.
Хотя метод Нелли Дейл по обучению чтению в серии «Ридеры» со временем был перенесен в компанию George Philip & Son Limited и переименован в «Дейл Ридерс», её система теперь считается несколько усложненной. Тем не менее, книги продолжают очаровывать читателей благодаря красивым и причудливым иллюстрациям Крейна. Успех Крейна в области детской книжной иллюстрации был достигнут благодаря его целостному пониманию книги как объекта, объединяющего содержание, художественное оформление и ремесло, чтобы расширить возможности ребенка, руководствуясь принципами движения декоративно-прикладного искусства.