Регион Восточного Средиземноморья в 3-1 тыс. до н.э. был местом, через которое проходили важнейшие торговые и миграционные пути Ближнего Востока. В результате интенсивных этнокультурных контактов духовная культура Сирии и Ханаана представляла собой сплав из разнообразных верований и религиозных практик. Единой мифологической системы в регионе, по всей вероятности, не существовало.
Кем были библейские «баалы» и «астарты»? Что мы знаем о богах, чьи имена Ветхий Завет сделал синонимом идолопоклонства? Приносили ли финикийцы в жертву младенцев? О сакральной и мифологической системах двух культур мы поговорим на лекции.
подробное описание
Наиболее ранние представления о божественном пантеоне содержатся в литературных текстах из древнего сирийского города Угарита. В них встречаются важные параллели с библейскими сюжетами, а также с шумерской литературной традицией.
Финикийцы, жившие на побережье Ханаана в 1 тыс. до н.э. и основавшие свои колонии на африканском берегу в Карфагене, не имели собственного письменного эпоса, однако их духовная культура может считаться продолжением религиозной традиции Угарита. В Финикии важнее были культы местных богов. В метрополии и колониях они могли отличаться. Так в Карфагене особо важную роль стали играть божества Танит и Баал-Хамон. Именно их имена принято ассоциировать с кровавыми культами, описанными в книге пророка Иеримии (Иерем. 7:31).
Сологубова Мария
Хранитель коллекции искусства и культуры древней Передней Азии, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа. Востоковед-африканист. Ассириолог.