Шведская «новая волна», которую традиционно отсчитывают с выхода на экраны фильмов Бу Видерберга «Детская коляска» и «Вороний квартал» в 1963 году, разворачивается в диалоге с несколькими кинематографическими традициями. Это и документальное кино, в 1960-е настойчиво стремящееся к достоверности, и фильмы французской «новой волны», заряженные энергией бунта и протеста, и кинематограф итальянского неореализма, основанный на чувственности зрителя и эффекте присутствия, и — как же без него —творчество Ингмара Бергмана, к размежеванию с которым во многом стремились шведские режиссеры 1960-х. Именно критика бергмановского подхода к кино была отправной точкой для написанных Бу Видербергом текстов и во многом стала определяющей для эстетической программы шведской «новой волны», сделавшей ставку на социальную действительность и возможность ее запечатления.
На лекции мы проследим основные линии диалога, выстроившегося между шведской «новой волной» и другими кинематографическими традициями, поговорим о том, как именно шведские режиссеры понимали социальное кино, какие кинематографические стратегии они использовали, и как шведская «новая волна» повлияла на современный скандинавский кинематограф.
Давыдова Ольга
Кандидат культурологии, доцент кафедры драматургии и киноведения СПБГИКиТ