Романская архитектура и искусство впервые объединили Европу сходными стилистическими приёмами – стремление к устойчивости, масштабу и монументальности проявились в искусстве различных регионов. Локальные особенности романского зодчества предопределили разнообразие художественного оформления храмов Аквитании, Оверни, Бургундии, Прованса, Нормандии,
На лекции Юлии Арутюнян мы последовательно рассмотрим региональные и художественные особенности этих больших стилей, а также познакомимся с ключевыми европейскими памятниками.
подробное описание
Со второй трети XII века начинается формирование готического стиля, оказавшего значительное влияние на характер европейской архитектуры. Так, в ранний период возводится собор Парижской Богоматери, ставший примером для многочисленных построек. Зрелая готика – время нарастания динамичности и сложности каркасных конструкций, позволивших возводить необычные по планировке и художественному решению храмы в Шартре, Реймсе и Амьене.
Наконец, в Эпоху поздней готики — XIV—XV вв. — наступает период, ставший переходным от напряженной динамичной эмоциональности средневековых форм к логике, гармонии и уравновешенности эпохи Возрождения. Пламенеющая готика во Франции проявилась в пышной орнаментации каменной резьбы фасадов храмов, в расцвете позднесредневекового витража, декоративно-прикладного искусства и книжной миниатюры. Собственные отличия сформировались в наследии английской перпендикулярной готики, испанском «Исабеллино» и интернациональном стиле.
Арутюнян Юлия
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения Санкт-петербургского института культуры