Кино Гонконга знало взлеты и кризисы, его история была сложной и часто драматичной. Но даже в самые трудные периоды оно не переставало оставаться «самым изобретательным и полным фантазии популярным кино в мире».
За этот его статус в большой степени несет ответственность так называемая гонконгская «новая волна». Под этим термином принято понимать группу молодых режиссеров, которых телевидение Гонконга в середине 1970-х годов отправило учиться в киношколы США и Европы. Среди них были Цуй Харк, Патрик Там, Энн Хой, Аллен Фон, Алекс Чун, Ронни Ю и еще целый ряд будущих классиков гонконгского кинематографа. Вернувшись в Гонконг и отработав положенное время на телевидении, все эти режиссеры в конце 1970-х – начале 1980-х годов дебютировали в кино малобюджетными, преимущественно жанровыми картинами, радикально изменившими ландшафт и стилистику гонконгского кино. Их фильмы не были эскапистскими фантазиями о прошлом; они помещали действие в современное урбанистическое пространство Гонконга. Их кадры часто были неотшлифованы и хаотичны, изобиловали провокационными сценами насилия и сексуальных актов, впечатляли энергией, драйвом и раскованностью фантазии. Эти фильмы вывели гонконгское кино из гетто провинциальной кинематографии, спекулирующей на собственной экзотичности, а их создатели на многие годы стали законодателями мод в азиатском и мировом кино.
О том, как фильмы гонконгской новой волны повлияли на развитие гонконгского и мирового кинопроцесса, и какую роль они сыграли в формировании уникальной гонконгской идентичности, мы поговорим на лекции.
Комм Дмитрий
Кинокритик, автор книг «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов» и «Гонконг – город, где живет кино»