Фильмы последнего десятилетия, входящие в шорт-листы мировых кинофестивалей, декларируют отказ от антропоцентризма. Человек и человеческое возникают в пространстве кадра как ненужные, теряющие свои привычные функции атавизмы. Окружающая среда, которая теперь не ограничивается взаимодействием человека и природы, формирует новые связи зрителя и визуального образа. Главные герои мирового кинематографа 2020-х находятся на полюсах двух философских идей: акторно-сетевой теории Бруно Латура и «антропологии по ту сторону человека» Эдуардо Кона.
На лекции Полины Степановой мы поговорим о самых ярких фильмах последних лет с точки зрения современных научных подходов в социологии и культурной антропологии. Мы обратим внимание на избыточную физиологичность главных героев от «Купе номер шесть» Юхо Куосманена до «Аноры» Шона Бейкера, от «Аннет» Леоса Каракса до «Субстанции» Корали Фаржа. Пройдем путь от естественной телесности «Земли кочевников» Хлои Чжао и «Власти пса» Джейн Кэмпион до новой социальной реальности в «Капсульном поколении» Софи Бартез и «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса и рассмотрим концепцию номадического тела на примерах современного российского кино от «Слова пацана» Жоры Крыжовникова до «Преступления и наказания» Владимира Мирзоева.
Степанова Полина
Доктор искусствоведения, профессор кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ
и зарубежного искусства РГИСИ, педагог филологического факультета и факультета свободных искусств и наук СПбГУ