Итальянский фильм ужасов — одно из самых ярких и необычных явлений в истории жанрового кино. Представляя собой относительно небольшой корпус фильмов, снимавшихся в течение 30 лет, с 1950-х по 1980-е годы, он оказал непропорционально значительное влияние на развитие жанра и стал объектом глобального культа, породив бесчисленное множество подражаний в самых разных кинематографиях, от США до Японии.
Итальянская традиция хоррора произрастает из других источников, нежели немецкая или англосаксонская. В итальянских фильмах мы не встретим классических монстров из романтический литературы — Дракулу, Франкенштейна, Джекилла и Хайда. Литературная традиция хоррора к середине ХХ века в Италии была крайне слаба. Но стремительное развитие киноиндустрии в 1950-е годы требовало от итальянских кинематографистов переизобретения формул голливудских жанров для своей аудитории. И тогда они обратились к другим аспектам национальной культуры: живописи и музыке, которые, в отличие от литературы, являются поистине исполинскими. В результате, абсурдность сюжетов итальянских фильмов ужасов, их великолепное презрение к психологическим мотивациям и связности нарратива достигли такого масштаба, что из недостатка превратились в авангардное качество. Зато их визуальные и музыкальные решения остаются недостижимыми по сей день.
Итальянские хорроры словно пытаются затянуть зрителя в некое инопространство, созданное из образов, оптических иллюзий и приемов освещения, характерных для живописи, — что делает их похожими на галлюцинации, сны наяву. Гротескное сочетание изысканности формы и алогичности содержания стало основной причиной превращения итальянского фильма ужасов в культовый феномен.
Комм Дмитрий
Кинокритик, автор книг «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов» и «Гонконг – город, где живет кино»