Вскоре после того как была изобретена письменность появились первые надписи, свидетельствующие о религиозных представлениях жителей древнего Междуречья. Народы населявшие Месопотамию оставили после себя архивы наполненные литературными сказаниями о деяниях богов на шумерском и аккадском языке. Месопотамская литературная традиция содержит массу сюжетов на божественные темы.
Боги Месопотамии жили очень насыщенной жизнью, наполненной эпическими сражениями и страстями. Они боролись с хтоническим злом, творили мир и пытались уничтожить человечество. Последнее отнюдь не объяснялось какими-то морально-нравственными причинами. Боги были несовершенны, они совершали ошибки как и люди, но они и извлекали из них уроки.
Один из интереснейших литературных памятников, известный под аккадским названием «Энума элиш» («Когда вверху») был по всей вероятности записан в середине 2 тыс. до н.э. В нем описана битва бога-героя Мардука с порождением предвечного хаоса и праматерью всех богов Тиамат, а также последующее сотворение мира и людей из частей убитой. Этот литературный сюжет был призван легитимизировать новый политический и экономический центр, ставший столицей объединенного государства при Хаммурапи, в котором место главного божества было отведено именно Мардуку. Имя этого города - Вавилон.
Сологубова Мария
Хранитель коллекции искусства и культуры древней Передней Азии, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа. Востоковед-африканист. Ассириолог.