В конце апреля должна состояться церемония вручения премий «Оскар». В числе номинантов за лучший неанглоязычный фильм — гонконгская лента «Лучшие дни» — социальная драма о подростках, школьном буллинге и жесткой конкуренции в китайском обществе, которая начинается с детских лет. Но слава кинематографа Гонконга началась не с этого фильма. Вот уже почти полвека эта киноиндустрия привлекает к себе внимание глобальной аудитории. Феномен успеха гонконгского кино не имеет аналогов в истории. Уже к началу 1990-х годов маленькая британская колония производила более двухсот фильмов в год, выйдя на третье место в мире (после Индии и США) по количеству выпускаемых фильмов и на второе – по их экспорту в другие страны (уступая только США). Весь мир узнал гонконгских актеров и режиссеров – таких как Джеки Чан, Чоу Юньфат, Мэгги Чун, Тони Люн, Мишель Йео, Джет Ли, Вонг Карвай, Джон Ву, Джонни То и многие другие.
С тех пор кино Гонконга знало взлеты и кризисы, его история была сложной и часто драматичной, тесно связанной с политическими событиями эпохи. Но даже в самые сложные периоды оно не переставало оставаться «самым изобретательным и полным фантазии популярным кино в мире». Один из секретов его успеха заключался в способности гонконгсих режиссёров превращать жанровые, зрительские фильмы в почти авангардные произведения искусства. Это предопределило большое влияние кино Гонконга на мировой кинопроцесс. Под прямым влиянием гонконгских фильмов и с участием гонконгских кинематографистов сняты такие знаковые голливудские картины, как «Матрица» и «Убить Билла» и даже прямые ремейки вроде «Отступников» Мартина Скорсезе. Истории и современности кинематографа Гонконга и посвящена лекция.
Комм Дмитрий
Кинокритик, автор книг «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов» и «Гонконг – город, где живет кино»