Чем аллюзия отличается от реминисцении, что такое оммаж и как его отличить от плагиата, где пародия, а где неосознанное цитирование? В литературе эти термины давно и прочно укоренены. Но как быть с кино? Кавычки не поставишь, не обозначишь цитату обычным ясным способом. Цитата, какой бы она ни была — законной или потаенной, высмеивающей или восхищающейся, втягивает в игру не только авторов нового и старого текстов, но и читателя-зрителя, надеясь на его прозорливость и эрудицию.
подробное описание
Андрей Тарковский — один из тех художников, которые легко и всегда распадаются на цитаты. Сам он также приверженец, хотя часто и отрицает это, тотального цитирования. Музыка, живопись, литература, кинематограф — все так понятно и так близко ему, что вольно или невольно, иногда с горделивым указанием, иногда стыдливо замалчивая, он берет материал великих предшественников и современников и делает его частью своего мира. Но то же самое происходит неизбежно с ним. Приходят новые постановщики и писатели, которые не просто хотят быть, как Тарковский, но и пытаются реализовать это стремление по мере сил и таланта, как правило, всегда начиная с цитирования великого режиссера. Для примера на лекции разберем цитатность самого Тарковского, его взаимодействие с А. Куросавой, А. Ламорисом, К. Мидзогути, И. Бергманом и другими. А также связь с ним новых режиссеров, остановившись подробно на творчестве Л. фон Триера.
Двинятина Мила
Исследователь кино, радиоведущая, кандидат филологических наук, преподаватель СПбГУ