
31 октября
Doctrina et Nobiles (Шведский переулок, 2)
19:00 — 20:30
Бесплатно
Извините, билеты закончились.Как политическая программа китайской коммунистической партии подарила французским интеллектуалам XX века желанный образ будущего? После Второй мировой войны на фоне общего разочарования в западных политических режимах они устремились на Восток: Жак Лакан начал изучать китайский язык и структуру иероглифа, Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в 1955 году поехали в КНР в поисках «нового человека», Ролан Барт в 1966 отправился в Японию, восхищенный «империей знаков», группа Tel Quel с Юлией Кристевой и Филиппом Солерсом в 1974 — в маоистский Китай за «новым письмом», а Жан-Люк Годар в «Китаянке» (1967) иронически изобразил поколение французских студентов, больше напоминающих хунвэйбинов, чем прилежных учеников Сорбонны. Каждое такое путешествие было не столько открытием реального Китая, сколько конструированием мифа, в котором Восток становился экраном для проекции самых смелых и противоречивых надежд.
Как получилось, что «маленькая красная книжка» стала самым модным аксессуаром в руках столичных студентов? Почему простые парижане боялись захвата Галереи Лафайет армией Мао? На лекции Дарьи Старковой через анализ фильмов, художественных произведений и критических текстов мы разберем увлекательный эпизод интеллектуальной истории Франции ХХ века, когда культура стала пространством встречи и взаимного (не)понимания двух цивилизаций.
Мероприятие проходит в рамках фестиваля «Грамматика утопии: китайская культура в XX веке».
Старкова Дарья
Младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, куратор