Классическая философия искусства была сосредоточена на самом произведении и порождающем его авторе. Такое понимание искусства было прочно связано с идеями вдохновения, гения, с герменевтикой текста, предполагающей правильное или неправильное понимание «заложенного» автором смысла. Появление эстетики Канта переместило фокус с фигуры автора на воспринимающую фигуру зрителя, но позднее эта эстетическая модель встретила довольно серьёзную критику со стороны Джорджо Агамбена, предполагающего, что именно художника, а не зрителя стоит вопрошать о природе творчества. Революционная работа Ролана Барта «Смерть автора» будто бы констатировала утрату автором всех своих преференций и провозгласила «рождение читателя», не всегда отличающегося скромностью и культурной скрупулёзностью. Понятие реляционной эстетики Николя Буррио и вовсе утвердило первостепенность отношений между всеми участниками арт-процесса, оставив самому арт-объекту роль повода для начала разговора.
Вместе с Денисом Игнатьевым мы обсудим, почему одно и то же произведение может радикально по-разному восприниматься в разные времена, существует ли «действительный смысл произведения», что определяет изменчивое восприятие читателя и почему современная гуманитарная методология шарахается от вопроса «Что хотел сказать автор?».
Игнатьев Денис
Кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена