В современном популярном представлении мифологию Древнего Рима рассматривают как вторичный вариант древнегреческой. Это заблуждение появилось от того, что, действительно, некоторые сюжеты и образы были восприняты квиритами у эллинов, а изобразительное искусство римлян позаимствовало иконографию греческих божеств. Также важно помнить, что кроме эллинских традиций римские верования впитывали, интерпретировали и развивали на протяжении многих лет религиозные представления и обряды, пришедшие от соседей – народов Апеннинского полуострова, где огромную роль сыграло этрусское наследие. Оно сказалось в интенсивном развитии практики гадания (даже на государственном уровне), особенностях обустройства городов, погребальных ритуалах.
На нашей встрече мы узнаем, почему у римлян долго не было сюжетных преданий о богах, как они осваивали этрусское и греческое мифологическое наследие, сколько божеств сторожит одну створку дверей, как пригласить чужое божество переехать на ПМЖ в Рим и почему в раннехристианском искусстве так любили Орфея, Геркулеса и Вакха!
подробное описание
Картина окружающего мира, созданная римской религией, отличалась стремлением наделить каждое явление или предмет своим собственным божественным покровителем. На берегах Тибра чтили божеств-виноградарей — покровителей веселья, бога, ответственного за смену времен года, богиню, возвращающую утраченное. Кроме того, в Риме сформировали собственный культ локальных героев, которые были реальными историческими персонажами, но с течением лет их образы все больше и больше мифологизировались.
Римляне с уважением относились к местночтимым божествам на территории огромной державы. Некоторые из них в ходе романизации даже сливались с верховными богами античной религии. Так появились Германубис, Менерва-Сенуна, Сол-Митра и др.
Назарова Мария
Доцент кафедры истории и теории искусства СПБГУПТД, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, член Российской Ассоциации антиковедов