Два подхода к конструктивизму: когда в центре внимания в одном случае оказываются отдельные постройки, в ином же все остальное — теории, проекты, модели, даже исторические фотоснимки. Конечно, все эти объекты встречаются и в отношении других явлений истории искусства, но лишь здесь вопрос выбора между ними стоит по-настоящему остро. Всему виной тотальный перекос в сторону второго варианта, подразумевающего игнорирование собственно архитектуры (а не сопутствующих искусств: графики, скульптуры, литературы). Отчего так происходит? На этот вопрос необходимо ответить, дабы наследие советского авангарда не сократилось в ближайшее время настолько, что изучать отдельные постройки не будет уже никакой возможности. Но, помимо занятия охраной памятников, важно разобраться, что именно в этом художественном направлении провоцирует исследователей тратить все силы на изучение второстепенных явлений, упорно не замечая главного. Собственно архитектуры.
Трансляция лекции доступна по ссылке: https://youtu.be/H2CfdK2wNSA
Саблин Иван
Кандидат искусствоведения, преподаватель факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, старший научный сотрудник РИИИ