Романская архитектура и искусство впервые объединили Европу сходными стилистическими приёмами – стремление к устойчивости, масштабу и монументальности проявились в искусстве различных регионов. Локальные особенности романского зодчества предопределили разнообразие художественного оформления храмов Аквитании, Оверни, Бургундии, Прованса, Нормандии,
Со второй трети XII века начинается формирование готического стиля, оказавшего значительное влияние на характер европейской архитектуры. Так, в ранний период возводится собор Парижской Богоматери, ставший примером для многочисленных построек. Зрелая готика – время нарастания динамичности и сложности каркасных конструкций, позволивших возводить необычные по планировке и художественному решению храмы в Шартре, Реймсе и Амьене.
Наконец, в Эпоху поздней готики — XIV—XV вв. — наступает период, ставший переходным от напряженной динамичной эмоциональности средневековых форм к логике, гармонии и уравновешенности эпохи Возрождения. Пламенеющая готика во Франции проявилась в пышной орнаментации каменной резьбы фасадов храмов, в расцвете позднесредневекового витража, декоративно-прикладного искусства и книжной миниатюры. Собственные отличия сформировались в наследии английской перпендикулярной готики, испанском «Исабеллино» и интернациональном стиле.
На лекции Юлии Арутюнян мы последовательно рассмотрим региональные и художественные особенности этих больших стилей, а также познакомимся с ключевыми европейскими памятниками.
Арутюнян Юлия
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения Санкт-петербургского института культуры