После Второй мировой войны кризис самовосприятия человека и человеческого, нивелирование понятий гуманизма, рациональности и линейного прогресса привели творцов и художников к необходимости переосмыслить изменившийся мир и вновь обнаружить собственное место в нём. Кино как способ философствования и саморефлексии, театр как возможность на практике обнаружить собственную сущность приняли роль ключевых видов искусств.
Театральные режиссеры Ежи Гротовский, Эудженио Барба, Питер Брук отправлялись в экспедиции в отдаленные уголки планеты, чтобы обратиться к опыту народов, сохранивших ритуальные практики в их первозданном виде. Гротовский был занят проблемой реактуализации мифологического мышления и стремился применить подходы культурной антропологии в своей практике и теории, в конечном счете стирая границу между игрой и жизнью.
Наследующий Гротовскому польский антропологический театр, успешно существующий на протяжении десятков лет, демонстрирует, как изучение античного искусства и реконструкция средневековых религиозных действ могут вернуть современному человеку знание о самом себе.
Вместе с Полиной Степановой мы рассмотрим современные подходы в киноведении, опирающиеся на исследования в области культурной антропологии, чтобы понять, каким образом при помощи телесных техник можно не только осмыслить человека определенной эпохи, но и сконструировать новую человеческую идентичность.
Степанова Полина
Доктор искусствоведения, профессор кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ
и зарубежного искусства РГИСИ, педагог филологического факультета и факультета свободных искусств и наук СПбГУ